Завтра министр обороны Сергей Шойгу должен представить президенту России комплекс мер со стороны Вооруженных сил по борьбе с пандемией коронавируса. Как и ожидалось, на помощь гражданской системе, изначально не рассчитанной на экстремальную работу, приходят военные, которые для экстремальной работы и предназначены.
Война с COVID-19 — это уже не фигура речи. Хотя «противник» не имеет своей армии, от него уже умирают люди. Недаром все меры, которые приняты сейчас гражданскими властями, — это меры фактически из практики воюющей страны.
Каких действий, какой помощи ждать от военных? Вероятно, принципиального расширения масштабов «военного присутствия» на антивирусном фронте. Потому что, продолжая аналогии, армия России уже на позициях, которые контролирует специальный оперативный штаб, возглавляемый первым заместителем министра обороны Русланом Цаликовым.
Вся страна знает о темпах строительства военными специалистами 16 инфекционных центров. Армией уже подготовлены 4,9 тыс. койко-мест для приема больных коронавирусом, а к 15 мая будут готовы 7,5 тыс. оборудованных мест и 5 200 военных медиков для их обслуживания. Более того, при необходимости будут сформированы 6 инфекционных госпиталей: по два в Нижегородской и Рязанской областях, по одному в Челябинской области и Приморском крае. Для этого будут переоборудованы автономные полевые лагеря на 900 койко-мест.
Во многих регионах жители уже не первый день видят работу военнослужащих войск РХБЗ (радиационной, химической и бактериологической защиты) по дезинфекции транспорта и объектов инфраструктуры. Новейшая техника уже позволила сократить процедуру обработки транспорта с 2 минут до 30 секунд, что важно и для безопасности граждан, и для пропускной способности автотрасс. По словам Сергея Шойгу, в войсках имеется более 3,5 тыс. единиц специальной техники и 10 120 человек личного состава для этих задач.
Но главный «спрос» — на военных медиков. В главный очаг пандемии — в Москву — Министерством обороны уже переданы 20 реанимационных бригад (из 65 врачебно-сестринских бригад, специально сформированных военными).
Готова и система военных госпиталей, в ней уже предусматривается приём гражданского населения. Также Министерство обороны России подготовило правила, согласно которым гражданские лица смогут получить медицинскую помощь в воинских частях.
Одним из самых известных военных медучреждений является 3-й Центральный военно-клинический госпиталь (3 ЦВКГ) им. Академика А. Вишневского в Красногорске. Это самый «молодой» госпиталь среди военно-медицинских учреждений Минобороны, но при этом он является самым большим в нашей стране медицинским объединением и одним из наиболее технически и технологически продвинутых в лечебном деле.
Ежегодно в условиях стационара получают помощь более 60 тысяч человек.
Именно сюда отправляют сегодня многих больных с COVID-19. Так, по сообщениями СМИ, сейчас там проходит лечение артистка Надежда Бабкина. В военный госпиталь она была переведена из частной клиники. Оснащение госпиталя на самом высоком уровне, здесь применяются уникальные новые разработки.
— Специалисты госпиталя им. А. А. Вишневского создали совместно с учёными МГТУ им. Н. Э. Баумана инновационный прибор «Плазменный поток». Этот уникальный аппарат уже доказал высокую эффективность, — рассказал начальник 3ЦВКГ, доктор медицинских наук генерал Александр Есипов. — раненные в бою солдаты, которых лечат с помощью этого прибора, в полтора-два раза быстрее выздоравливали и становились в строй. «Плазменный поток» можно использовать в послеоперационный и реабилитационный периоды. Диапазон применения этого аппарата чрезвычайно широк.
А в Санкт-Петербурге на базе Военно-медицинской академии организована учеба и переподготовка медицинского персонала, которому предстоит работать в новых лечебных центрах.
«На сегодняшний день наши специалисты проходят дополнительное обучение в Военно-медицинской академии, там у нас открыт самый современный медицинский центр, мы открыли суперсовременную клинику несколько лет назад, которая подготовит наших специалистов по всей России», — сообщил замминистра обороны РФ Тимур Иванов.
Это прямо касается всех граждан страны. Как сообщил начальник 422-го военного госпиталя в Нижнем Новгороде Олег Тутаев, «госпиталь и строился с той целью, чтобы не только оказывать помощь военнослужащим, но и помощь гражданским людям, которые проживают на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области».
Ещё одна важнейшая задача — не допустить вирус в саму армию. Все военные регулярно проходят осмотр, сделаны тысячи тестов непосредственно на коронавирус.
Проверку в том числе прошел глава ведомства Сергей Шойгу. Все анализы дали отрицательный результат.
Впечатляющие результаты работы военных медиков появились не на пустом месте. В последние годы шла систематическая модернизация армии, и медслужба как важная ее часть также была значительно модифицирована. Новейшие технологии, самые современные препараты были доступны для военных врачей.
«Мы развиваем сеть медицинских учреждений, восстановили полноценную систему подготовки военно-медицинских кадров, которая находилась в упадке, возродили флагманы военной медицины. То есть мы перезапустили этот процесс, благодаря чему уже сейчас наблюдаем результаты», — так обрисовал нынешнее состоянии военной медицины первый заместитель министра обороны РФ Руслан Цаликов.
Вот только цифры: за последние 7 лет общая заболеваемость в армии снизилась на 25%. В 2019 году охват военнослужащих углубленным медицинским обследованием составил 99%.
Благодаря последовательной работе, которая была проведена в последние годы, сегодня военные врачи готовы в полной мере бороться с новым видом вируса. Кроме того, стоит отметить, что социальные вопросы в Российской армии также решены, поэтому врачи могут быть уверены, что они не окажутся брошенными или забытыми, когда пандемия пойдет на спад.