В научной и клинической практике понятие «хронический ковид» используется редко. Чаще говорят о постковиде или длительных последствиях ковида.
Диагноз «хронический ковид» можно поставить, если будет доказано длительное носительство размножающегося вируса.
На сегодняшний день достоверно описаны случаи, когда ПЦР у пациентов оставался положительным и 200, и 400 дней. В некоторые промежутки из этих дней люди даже могут быть заразными. Но это очень редкие, буквально единичные случаи.
В случае постковида активно размножающегося вируса в организме уже нет, но остается плохое самочувствие, новые или «застрявшие» симптомы.
Следует сказать отдельно об исследованиях людей, погибших от другого заболевания после того, как они перенесли ковид.
У многих из них в тканях (в том числе и тканях мозга) были обнаружены вирусные частицы, а также и субгеномные РНК SARS-CoV-2. Это свидетельствует о репликации (внутриклеточном размножении) вируса, но вопрос, насколько эти так и не ушедшие из организма частицы влияют на самочувствие человека, остается открытым.
У большинства людей с постковидным состоянием основу болезни составляет истощение организма, последствия повреждения тканей, а также остаточные реакции иммунной системы. Такой «длинный ковидный хвост» — не универсальное приложение к ковиду и есть не у всех. Это явление встречается у 40% людей, переболевших ковидом, вне зависимости от тяжести течения.
Как себя чувствуем?
Ковид снижает функциональные ресурсы организма и его отдельных систем. Типичные проявления постковида включают как нарушения работы периферической нервной системы, так и когнитивные.
Вторая группа постковидных явлений — нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. Недавно было обнаружено важное обстоятельство: у многих пациентов изменения на кардиограмме фиксируются не сразу после болезни, а только через 6 месяцев. Но чтобы понять, что это видимые изменения, возникшие после болезни, у врача должна быть кардиограмма пациента до заболевания, для того, чтобы он имел возможность сравнить результаты исследования до и после болезни .
Также некоторые пациенты сталкиваются с диагнозом постковидного диабета. Это отчасти связано с применением глюкокостероидов, которые буквально «вырывают» больных из лап цитокинового шторма, но при этом, к сожалению, вносят вклад в нарушения регуляции сахарного обмена. Кроме того, вирус приводит к нарушению работы поджелудочной железы, она снижает производство инсулина, а значит, страдает и метаболизм глюкозы.
Это лечится?
Системного лечения постковида нет ни на Западе, ни в России. Врачи повсеместно применяют симптоматическое лечение. В России люди обращаются к психотерапевтам, а на Западе антидепрессанты им выписывают врачи-терапевты.
Иногда улучшение состояния наступает после вакцинации.
Для лечения постковида активно ведутся испытания метаболической терапии (в том числе наборами аминокислот).
Если постковид сопровождается одышкой из-за фиброза легких, доктор может назначить препараты, которые применяют для лечения хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ).
Скачки давления снимают антигипертензивными средствами.
Пока надеяться на системное лекарственное лечение постковида не стоит.
Лучший целитель при постковиде — время. Организм постепенно восстанавливается самостоятельно.
Исследования, которые сейчас появляются — достаточно небольшие. Их результаты локальны и их нельзя применить ко всем пациентам с постковидом.
Врачи по-прежнему считают, что лучшая защита как от ковида, так и постковида — это профилактика. Многим кажется, что ковид ушел. Несмотря на это, следует соблюдать все известные меры — маски в общественных местах, социальную дистанцию и своевременную ревакцинацию.