ОРВИ или коронавирус
Самое сложно для родителей — это отличить коронавирусную инфекцию от ОРВИ. Однако сейчас, отмечает Коновалов, необходимо рассматривать любую простуду как потенциальное заражение COVID-19.
«Симптомы чаще всего у них сходные, и просто так их отличить невозможно. Поэтому реакция родителей должна быть одна — в интересах здоровья ребенка необходимо вызывать доктора. Только он сможет оценить тактику дальнейшего лечения и необходимость проведения специальных тестов», — подчеркивает специалист.
Обманчивая легкость
Как напоминает Коновалов, инфекция может протекать тяжело при сопутствующих болезнях. Это касается не только взрослых, но и детей. В том числе из-за коронавируса могут обостряться хронические состояния. Но не стоит расслабляться даже родителям абсолютно здоровых детей, в особенности тем, чьи дети находятся в подростковом возрасте.
«Это может быть при сахарном диабете, бронхиальной астме, пороках сердечно-сосудистой системы, болезнях почек и мочевыводящих путей и так далее. При наличии врожденного или приобретенного иммунодефицита (ВИЧ), онкологических болезнях (в т. ч. в процессе лечения) и других проблемах с иммунитетом болезнь также может протекать нетипично и тяжело. Но даже у здоровых детей без сопутствующих болезней может возникать вирусная пневмония, хотя она обычно протекает без дыхательной недостаточности. Кроме того, нужно учитывать возрастной фактор — тяжесть инфекционного процесса нередко нарастает в подростковом периоде, и у 16-18-летних болезнь может протекать так же, как и у молодых взрослых людей», — подчеркивает доцент кафедры инфекционных болезней у детей РНИМУ им. Пирогова.
У взрослых, заболевших коронавирусом, высокая изматывающая температура редко бывает короче 10-14 дней, а сама госпитализация продолжается много дольше. Дети редко болеют дольше 5-7 дней, но необходимо понимать, что COVID-19 может сочетаться с вирусами гриппа, респираторно-синцитиальной инфекцией, а также бактериальными возбудителями, например пневмококком, которые отягощают воспалительный процесс дыхательных путей.
«У детей чаще, чем у взрослых, также бывает кишечная форма болезни, для неё характерны боли в животе и диарея (жидкий стул) на фоне повышенной температуры тела. Обычно эти симптомы быстро проходят самостоятельно, но может возникать обезвоживание, за этим надо следить», — напоминает Иван Коновалов.
Дела семейные
Специалист не исключает, что это объясняется тем, что дети могут заразиться алиментарным путем, при попадании вируса в пищеварительный тракт.
«На клетках кишечника тоже есть рецепторы для восприятия вирусов. Они присутствуют и у взрослых, но, судя по статистике, поражение желудочно-кишечного тракта у детей встречается чаще. Кроме того, вирус в кишечнике сохраняется дольше, его определяют тестами в фекалиях даже тогда, когда в дыхательных путях его уже нет. И, теоретически, все это время человек может оставаться заразным, увеличивая риск инфицирования домочадцев», — отмечает Коновалов.
Поэтому родителям нужно учитывать этот факт и после болезни ребенка, чтобы минимизировать заражение взрослых из своего окружения, особенно пожилых людей. Он напомнил также о том, что инфицированные дети, не имеющие симптомов, являются не меньшими переносчиками инфекции, чем те, у кого есть кашель и температура.
«Доказано, что количество выделяемого ими вируса не меньше, чем у взрослых. Мы сталкиваемся в основном с внутрисемейной передачей вируса, в результате чего инфицируется вся семья. Поэтому разобщение контактов при наличии в семье лиц из группы риска — бабушек и дедушек, а также всех, кто имеет тяжелые хронические болезни, — очень важно», — подчеркивает Коновалов.
Если же, наоборот, все взрослые в семье получили положительный анализ на коронавирус, а ребенок здоров, специалист советует отправить его к родственникам.
Масочный вопрос
Еще одна проблема, с которой сталкиваются родители, — это отказ ребенка от использования маски, а также неконтролируемый им контакт рук с лицом и глазами. Кандидат медицинских наук Иван Коновалов советует просто максимально ограничивать контакты с другими людьми, чтобы минимизировать возможность передачи вируса.
«Закон инфекции простой и непреклонный: если встречается источник инфекции (даже внешне здоровый) и неболевший, заражение произойдёт. При домашнем режиме изоляция возможна, хотя и может оказаться психологически тяжелой, изменяющей привычки. Пока в нашей стране сохраняется правило всеобщей изоляции. В случае возможного ослабления режима, например при прогулках, добиться разобщения с окружающими сложнее, но ребенка надо обязательно ограничивать от контактов, в том числе и со сверстниками. Детские площадки закрыты, и пользоваться ими нельзя. На улице с ребенком могут продолжать контактировать лишь те, кто проживает с ним дома. Эти правила очень важны», — заключил Коновалов.