Ковид «подобрел»?
— Алексей Юрьевич, насколько длительным и серьезным будет нынешний подъем заболеваемости ковидом?
— К сожалению, пока это неизвестно. Поведение нового коронавируса по-прежнему остается непредсказуемым, а имеющиеся у нас знания позволяют лишь моделировать различные сценарии развития событий, готовиться к ним. Но в целом предстоящий эпидсезон обещает быть непростым. Ситуация усложняется еще и тем, что с наступлением осени начинается и сезон подъема заболеваемости другими «простудными» заболеваниями — гриппом и ОРВИ. А при циркуляции сразу нескольких респираторных вирусов всегда есть опасность, что заболеваемость еще сильнее повысится.
— Но ведь «омикрон» протекает легче «дельты», не так ли?
— Вариант «омикрон», начавший активно циркулировать в мире с конца 2021 года, продолжает превалировать и по сей день. Несмотря на то, что он обладает большей заразностью («трансмиссивностью»), легче распространяется и приводит к большей заболеваемости, статистика и сравнительные исследования показывают, что он реже приводит к госпитализации, поражению легких и смертности. Вообще, с появлением «омикрона» пандемия разделилась на две части. И нынешний COVID-19 имеет целый ряд отличий, что обусловлено несколько иным поведением этого штамма в организме человека.
Вирус SARS CoV-2 продолжает эволюционировать. Но если в первые два года пандемии у него наблюдались последовательные мутации первоначального «уханьского» штамма (так появились варианты «альфа», «бета», «гамма», «дельта»), то с начала 2022 года изменения вируса происходят исключительно внутри одного варианта — «омикрона». Более того, сам «омикрон» возник не в процессе последовательной эволюции из предыдущих штаммов, а появился еще в начале пандемии и «развивался» параллельно с другими вариантами. Предполагается, что он мог появиться еще весной 2020 г. в Южной Африке и длительное время находиться в организме одного индивидуума с иммунодефицитом, где и подвергся мутациям. Поэтому, с одной стороны, COVID-19 «подобрел», а с другой — нам предстоит еще тщательно за ним наблюдать, поскольку вирус продолжает меняться — например, появляются новые сублинии «омикрона». Сейчас это ВА.4 и ВА.5, именно с ними связан очередной подъем заболеваемости. Но какое поведение у коронавируса будет дальше — мы еще не знаем.
— Кто в группе риска?
— Группы риска не изменились. По-прежнему COVID-19 опасен для людей старше 60 лет, для тех, кто имеет тяжелые хронические заболевания и избыточную массу тела. Но видоизменилось соотношение различных возрастных групп в самой структуре заболеваемости. Если в первые два года пандемии дети болели редко, то с появлением варианта «омикрона» их доля среди заболевших выросла. Сегодня у детей чаще стали регистрироваться более тяжелые формы, которые требуют госпитализации. Но чаще тяжело болеют ковидом подростки, чем дети младшего возраста. Именно поэтому вакцинация детского населения в первую очередь проводится среди подростков, даже в тех странах, где вакцины лицензированы и для маленьких детей.
Коллективный иммунитет позволяет прекратить активную передачу вируса, тем самым снизить заболеваемость, а иногда и вообще свести инфекцию на нет. Кроме того, иммунная прослойка среди населения может остановить дальнейшие мутации вируса. Для своей эволюции вирусу обычно необходимо быстро и активно распространяться в популяции людей. Коллективный иммунитет этому препятствует.
— Чем лечат ковид?
— На сегодня мир имеет противовирусные препараты, обладающие прямым действием на вирус (например, молнупиравир, паксловид), а также моноклональные вируснейтрализующие антитела (одно- и двухкомпонентные). Мы имеем важный инструмент профилактики — вакцины. Другое дело, что с появлением варианта «омикрон», обладающего большим количеством мутаций в своем «шипике», мы вернулись на полшага назад. «Шипик», он же «S-белок» — главная мишень как противовирусных средств, так и вакцин. Поэтому эффективность ранее разработанных препаратов сейчас несколько ниже. И несмотря на то, что используемые вакцины остаются высокоэффективны для предотвращения тяжелых случаев, госпитализаций и смерти, сейчас они не позволяют полностью, на 100%, гарантировать защиту от инфицирования вариантом «омикрон». Но и здесь решение проблемы найдено. Существующие вакцины видоизменили под циркулирующие варианты. Такие видоизмененные вакцины уже одобрены в США и Европе. Сейчас обсуждается вопрос скорейшего одобрения видоизмененной под «омикрон» вакцины «Спутник V» у нас в стране.
Загадочные новые вирусы
— Весной много шума было вокруг острого гепатита у детей неизвестной этиологии. Так связан он с ковидом или нет?
— Случаи этого заболевания были зафиксированы с начала 2022 года сначала в Англии, потом в некоторых других странах. Пик пришелся на весну. В последнее время количество сообщений о новых случаях тяжелого гепатита у детей стало меньше. Болезнь характеризуется поражением печени (гепатит) и протекает тяжело. Части больных детей были необходимы госпитализация и трансплантация печени, имелись и летальные исходы. Основная доля заболевших — дети младше 5 лет. По-прежнему причина этого заболевания не установлена. Среди основных гипотез остаются предшествующая инфекция COVID-19 (как провоцирующий фактор) с последующим инфицированием аденовирусом или так называемым аденоаасоциированным вирусом 2 типа. Вероятность того, что это тяжелое заболевание связано с каким-либо одним инфекционным агентом, маловероятен, поскольку случаев передачи острого гепатита от одного ребенка другому не происходит.
— А что про оспу обезьян?
— Оспа обезьян продолжает активно распространяться по миру. И хотя само заболевание не новое, в рамках текущей вспышки у него есть уникальные особенности. Инфекция по-прежнему распространяется преимущественно среди мужчин, практикующих половой контакт с лицами своего пола. Да и передача вируса происходит преимущественно половым путем. Особенности клинических проявлений тоже зачастую отличаются от «классической» оспы обезьян: реже встречается увеличение всех лимфатических узлов, высыпания на коже могут быть единичными, и не по всему телу, а только в аногенитальной и ректальной области. Что касается вакцинации, то массовые прививки против оспы на сегодня не целесообразны. Акцент делается только на группы риска. В нашей стране риск активного распространения оспы обезьян остается крайне низким, хотя два завозных случая выявлено.
Новое о старых знакомых
— Считается, что локдаун привел к тому, что «старые» инфекции поутихли, и заболеваемость корью в первый год пандемии сильно снизилась во всем мире. А чего ждать теперь?
— Беспрецедентные противоэпидемические мероприятия, которые имели место в первый год пандемии в мире, привели к тому, что большинство инфекций, передаваемых от человека к человеку, стали встречаться реже. Сегодня контакты между людьми, активные миграционные процессы возобновились. Поэтому прежние риски инфекционных заболеваний возвращаются. В частности, корь сегодня вновь активно распространяется в Африке, где традиционно низкий охват вакцинацией. Но и в других странах растет заболеваемость корью. Растет заболеваемость и в Европейском регионе ВОЗ (включает Россию и бывшие страны СССР), больше всего в Таджикистане. С начала года 16 больных было зарегистрировано в России. Поэтому необходимость вакцинации по Национальному календарю прививок детей остается по-прежнему актуальной.
— В прошлом году неожиданно возросло количество казавшегося уже побежденным полиомиелита. Откуда он взялся?
— Риск возвращения полиомиелита в нашу страну остается низким. Вместе с тем действительно за последние 12 месяцев случаи циркулирующего полиовируса вакцинного происхождения (цПВВП) были зарегистрированы у непривитых на территории Таджикистана, Украины, в Израиле и даже в США. Этот вирус был также обнаружен в сточных водах Лондона. Само его появление — объективный индикатор низкого охвата вакцинацией против полиомиелита в этих районах. Случаи заболевания, вызванные цПВВП, не встречаются среди населения, где сформирована хорошая иммунная прослойка. Весной этого года ВОЗ призвала усилить мероприятия по вакцинации против полиомиелита детей младше 6 лет. В Российской Федерации профилактические мероприятия тоже были своевременно усилены, проводилась и проводится подчищающая иммунизация. Дополнительно к этому в мире обсуждается процесс более быстрого глобального перехода на использование инактивированной полиомиелитной вакцины.