Воспитание цифрой. Ученые доказали — гаджеты с пеленок делают детей глупее

Не секрет, что дети начинают жить с цифровыми гаджетами с пеленок. Насколько это вредно, продемонстрировано в большом японском исследовании. Его результаты могут расстроить многих родителей.

   
   

Их волнует эта проблема, но мало кто может ограничить время общения детей с гаджетами, ведь родителям удобно, когда дети чем-то увлечены и требуют меньше внимания. Тут такая же ситуация, как и с памперсами, папы и мамы догадываются, что ими нельзя пользоваться 24/7 — то есть постоянно. Но мало кто способен делать перерывы для ребенка, чтобы его интимные места могли «подышать».

Рекомендация ВОЗ: «экранное время» в 2-5 лет не более 1 часа в день

Исследование японских ученых, опубликованное в педиатрическом журнале «Американской медицинской ассоциации» JAMA Pediatrics, спланировано очень тщательно и корректно. А количество наблюдений весьма велико. Его начали с оценки 7097 детей в возрасте года, а потом оценили их развитие в 2 и 4 года в зависимости от времени, проводимого за любимыми цифровыми гаджетами. 

Его определяют официальным медицинским термином — «экранное время». Он широко сегодня используется, и в него включают количество времени, потраченного на просмотр телевизора, видеоигры, использование мобильных телефонов, планшетов и других электронных устройств. 

Всемирная организация здравоохранения даже выпустила руководство, в котором родителям рекомендуют ограничить «экранное время» для детей 2-5 лет 1 часом в день. Но исследования показывают, что большинство детей при потворстве мам и пап нарушают этот норматив в сторону его превышения.

Как проводили исследование

Оценив время, проводимое однолетками за гаджетами, ученые разбили их на следующие группы: менее 1 часа в день (таких детей было 48,5%), от 1 до 2 часов (29,5%), от 2 до 4 (17,9%) и больше 4 ч/день (4,1%).

В возрасте 1, 2 и 4 лет у детей оценивали навыки общения (сначала анализировали их лепет и вокализацию, а потом — речь и понимание), крупную моторику (движения рук, ног и тела в целом), мелкую моторику (движения кистей и пальцев), способность решать проблемы (по степени их обучения и по тому, как они играли с игрушками) и социальные навыки (по оценке их поведения и играм в коллективе).

   
   

Мелкая моторика против большой

В результате выявилась четкая связь между временем, которое малыши проводили за гаджетами, и ухудшением показателей развития. Не страдала только крупная моторика — движения руками и ногами, в которые вовлечены крупные мышцы. 

А вот мелкая моторика — это тонкие движения пальцев рук и кисти, которые обеспечивают большое количество мелких мышц и которые поэтому считаются более сложными для мозга, существенно страдали. Например, у тех, кто играл возрасте одного года с гаджетами более 4 часов в день, риск проблем с мелкой моторикой в возрасте двух был выше на 74% (то есть более чем в 1,7 раза). А в возрасте 4 лет — в 1,6 раза (57%).

Гаджеты или старые бабушкины методы

Но это еще мелочи. Сильнее страдали другие показатели развития. Даже 1-2 часа «экранного времени» повышали риск проблем с общением в 2 года в 1,6 раза (на 61%), 2-4 часа увеличивали его в 2 раза, а время больше 4 часов — почти в 5 раз (на 478%). 

Плюс у однолеток, игравших больше 4 часов в день, трудности с социальными навыками возникали в 2,1 раза чаще, а неспособность решения проблем была выше почти в 2,7 раза.

К четырехлетнему возрасту происходила некоторая нивелировка, но проблемы с развитием обычно оставались.

Так что у родителей маленьких детей есть информация к размышлению: оставлять своих чад наедине с гаджетами, чтобы они не очень тревожили мам и пап, или уделять им больше внимания, развивая детские навыки старыми бабушкиными методами.