Некоторые психологи считают, что требование ставить вещи на место и не разбрасывать их, где попало, лишено всякого смысла. Оно – внимание! – «угнетает исследовательскую деятельность ребенка и его творческие способности». Иначе говоря, в идеальном порядке дети не развиваются. Их мир – первобытный хаос, который они начинают упорядочивать лишь с годами.
Наша реальность
Эта теория всем хороша, но она совершенно не подходит для наших небольших квартир. В них нет отдельной игровой, где можно было бы творить, то есть разбрасывать игрушки до бесконечности. Но зато есть папа, мама, а может, еще и бабушка с дедушкой, которым тоже необходимо личное пространство. Выход один – постепенно, всем вместе приучать юного творца к порядку.
- Не ругаясь и не крича.
- Не заставляя убирать игрушки насильно.
- Не поощряя уборку конфетами, походом в цирк, покупкой новых игрушек. Вы же не хотите, чтобы через некоторое время сын или дочка подходили к вам с вопросом: «Я уберусь, а что мне за это будет?»
Когда нужно начинать приучение к порядку? Некоторые считают, что чем раньше, тем лучше, например в 2–3 года. Кто-то – что позже, в 4–5 лет. Но в любом случае будет здорово, если уборка игрушек превратится в ритуал перед сном, перед прогулкой, после занятий.
Начинайте всегда сами, предлагая ребенку помочь вам. И не обижайтесь, если он поначалу будет отказываться. Ведь малыш еще не знает, что убирать игрушки на самом деле здорово и весело…
Игры со смыслом
Замечательный папа или волшебная мама могут превратить этот скучный и унылый процесс в интересную и захватывающую игру. Например, в…
- «магазин». Катим по комнате коробку и в нее, как в тележку, складываем «покупки». Задача играющих – наполнить коробку-тележку доверху.
- «дворника». Игрушки превращаются в снег или опавшие листья, и маленький дворник убирает их лопатой или метлой.
- «уборщика». Им может быть любимая игрушка – мишка или кукла. Ее ручками/лапками очень удобно и весело захватывать разные предметы и бросать их в контейнер.
- «снегоуборочную машину». Необходимый реквизит – эта самая машина. Если ее нет, подойдет трактор, экскаватор… Машина едет по комнате, сгребает игрушки, а потом отвозит «снег» в коробку.
- «сбор ягод (грибов и цветов…)». Берем с собой корзины и отправляемся в «лес». В одну корзинку складываем «ягоды» – мелкие детали конструктора. В другую «грибы» – машинки.
- «кто быстрее». Две команды (команда мамы и команда сына или дочки) наперегонки собирают игрушки в разные коробки. А можно посоревноваться в меткости – кто попадает в ящик с определенного расстояния.
- «контролера». Им может быть абсолютно любая игрушка – кукла, паровоз, дракон… Ребенок собирает игрушки, а «контролер» маминым голосом хвалит, подбадривает, оценивает качество уборки.
- «викторину». Ведущий (взрослый) дает задание: собрать пять игрушек. Потом – бросить в коробку три зеленые игрушки. Затем – всех зверушек. Или только деревянные игрушки. И так, пока все не будут собраны. Параллельно можно рассказывать про каждую игрушку интересные факты.
Недостатки метода. Ребенок не всегда готов включиться в игровой процесс, а у мамы не всегда есть силы и время для его организации.
С песней веселее
Можно убирать игрушки под любимую музыку, а можно – напевая вот такую песенку:
Мы игрушки убираем,
Раз, два, три.
По местам их расставляем,
Посмотри.
Раз игрушка,
Два игрушка,
Три игрушка.
Недостатки метода. Если ребенок излишне возбужден, песня не поможет.
Все по домам
У каждой игрушки есть свой домик. У машинок – это гараж, у кукол – терем-теремок, у конструктора – завод… Берем несколько разных коробок, подписываем, разукрашиваем, наклеиваем сверху подходящие картинки – одна коробка будет «гаражом», другая – «теремком», третья – «заводом». Теперь задача ребенка – «развезти» игрушки по домам.
Недостатки метода. Этот способ требует большой предварительной работы.
Жадный ящик
Один из контейнеров для игрушек можно обклеить бумагой и нарисовать на нем рожицу с разинутым ртом – это будет «жадный ящик». В него после первого, второго или десятого предупреждения (на сколько у мамы хватит терпения) попадают все несобранные игрушки. Ящик забирает их на несколько дней (неделю, месяц – как договоритесь) и отдает обратно только при условии, что малыш впредь обещает убирать их на место.
От неаккуратного ребенка игрушки могут просто «уйти» (например, на балкон или бабушкин чердак) и вернуться только тогда, когда увидят, что «хозяин» исправился.
Недостатки метода. По сути, это приучение ребенка к порядку через страх потери. И реакция малыша может быть непредсказуемой – от слез до равнодушия и даже апатии: «А! Забирайте». К тому же все забрать жадный ящик все равно не сможет. Есть же кухонная утварь, например: ложки, крышки, миски, с которыми тоже можно играть (и которые тоже можно рассыпать).
Кстати
Разучите с малышом стихи, которые помогут вам приучить его к порядку:
Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.
Н. Хилтон
Мама делала уборку,
Позвала помочь Егорку.
Отодвинула диван –
Там надкусанный банан,
Вот валяется котлета,
Колбаса, одна конфета,
Шоколад, кило печенья.
Смотрит мама с огорченьем.
Тут Егорка покраснел:
– Покормить Волчка хотел,
Сытым будет мой Волчок,
Не укусит за бочок!
Л. Заикина