Если раньше тема адаптации к школе волновала только родителей первоклассников, то после пережитой нами самоизоляции этот вопрос стал интересовать и тех, чьи дети уже имеют школьный опыт. Как помочь детям войти в учебную колею без стресса?
Примерно половина детей адаптируется к учёбе за 2–3 месяца (что является нормой), 30% – к зиме, а у 15–20% детей этот процесс затягивается до года.
Первый раз в первый класс
Ребёнок (прежде всего первоклассник) приспосабливается к школе и физически, и психологически. Как быстро школьник привыкнет к новой для себя роли, зависит от:
его характера и темперамента;
- уровня сложности образовательной программы (как слишком тяжёлая, так и чересчур лёгкая программа снижают мотивацию к учёбе);
- обстановки в семье (должны быть мир и покой, единый взгляд на воспитание);
- наличия посторонних стрессовых факторов (в частности, избытка внешкольных кружков и секций);
- подготовленности малыша к школе (лучше её проверить заранее).
О том, что у ребёнка есть трудности с адаптацией, могут говорить физические симптомы: частые болезни, астения, сонливость, плохой аппетит, а также психологические проблемы, такие как неуспеваемость, плохое поведение, лень, повышенная отвлекаемость (учителя жалуются, что ребёнок на уроке «ворон считает»). Поскольку за этим могут стоять серьёзные проблемы со здоровьем, стоит быть внимательными и не рассчитывать, что всё наладится само собой.
Возвращение к режиму
За последние полгода дети отоспались так, как, пожалуй, никогда ранее. А ведь режим очень важен. Собственно, это и есть первый пункт адаптации. Школьник должен ложиться и вставать в одно и то же время, при этом спать не менее 8–10 часов. Первоклашек неплохо бы укладывать на часок ещё и днём.
Обязательны прогулки на свежем воздухе (минимум час в день, а лучше 2–3). Также необходимо выделить время на выполнение домашних заданий. Но не заставляйте ребёнка делать их сразу после уроков – пусть отдохнёт.
Что касается телевизора и гаджетов – время с ними следует огранить 2 часами в день. И желательно выключать их за пару часов до сна.
Всё, что им нужно, – любовь
Но главное – это даже не режим, а благоприятная эмоциональная атмосфера в семье. Важно, чтобы мамы и папы всегда подбадривали детей, поощряли любые их достижения (не только учебные), старались не критиковать и не сравнивать с другими. Это поможет сформировать у ребёнка высокую самооценку, которая в раннем возрасте очень неустойчива, поэтому её легко нарушить.
Важно не только не ругать (и уж, конечно, не наказывать) школьника за плохие оценки, но даже не показывать ему своего разочарования. Чем хуже его успехи в учёбе, тем больше он нуждается в поддержке и одобрении. Вообще, родителям необходимо снизить планку своих требований к ребёнку, особенно осознав, что тот явно не вундеркинд. Однако это не значит, что на «неудачное» чадо нужно махнуть рукой, – наоборот, следует всеми силами развивать его скрытый потенциал, стараясь найти ту сферу деятельности, где он сможет быть успешным.
Что касается помощи в учёбе, то тут важен принцип необходимости и достаточности. Можно понаблюдать, что у ребёнка лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь. В идеале дети с самого начала должны делать уроки практически самостоятельно, но при этом не следует забывать о родительском контроле. Во всяком случае, на первых порах.
Смена активности – залог здоровья
Дети бывают разные: гиперактивные и, наоборот, медлительные, нерасторопные. К тем и другим требуется разный подход. Но есть и общие моменты: всем им нужно
- дозировать нагрузку (не допуская переутомления и потери интереса),
- регулярно менять форму активности (с умственной на физическую),
- формировать у них опыт успешной деятельности.
Очень активным детям необходимо, чтобы рядом с ними были максимально спокойные взрослые. Также им важна ритмичность деятельности: чтобы после активных занятий следовали тихие, успокаивающие, и ещё им нужны особая среда и «сенсорная диета». Это значит: надо организовать такую атмосферу в доме, где было бы поменьше громких звуков, мелькающих картинок, больше спокойствия и умиротворения. А малоактивным детям, наоборот, нужно, чтобы рядом находился взрослый, который бы их будил и тормошил. Тихоням и соням также нужна ритмичность деятельности – но уже не для того, чтобы их утихомирить, а чтобы поддержать и повысить их тонус.
Готов ли ребенок к школе?
Многие полагают, что об этом говорит умение читать, писать и считать. Но это не так. Гораздо важнее, чтобы к 1-му классу у ученика были сформированы все необходимые для обучения функции.
Физическая сфера
Что поможет её сформировать:
- спортивные игры, соревнования (эстафеты, бадминтон, езда на велосипеде);
- упражнения под счёт или ритм (зарядка, танцы);
- сенсорно-моторные тренировки (любые игры с движениями);
- графически-моторные тренировки (лепка, мозаика, рисование пальцами, кистью, мелками, конструирование, пальчиковая гимнастика). Сегодня у многих детей имеется гипотонус мышц руки, из-за чего им трудно овладеть письмом. Лучшее средство от гипотонуса – не прописи с утра до ночи, а занятия на турнике и упражнения с кистевым эспандером.
Сенсорная сфера
Что поможет её сформировать:
- Игры на фонематическое восприятие (на выделение звука на слух.) Допустим, когда называют слово с буквой «р» – надо поднять руки, при звуке «л» – подпрыгнуть.
- Игры на зрительное внимание. Например, что забыл нарисовать художник на картине или что нарисовал не так. Игры по типу: продолжи ряд предметов.
- Игры на логику и память. Ребусы, шарады. Также важно побуждать ребёнка как можно больше рассуждать, пересказывать. Полезны игры на пространственную память (найти, что поменялось в расстановке предметов). Очень хороши игры в цепочку слов (когда каждый игрок повторяет все предыдущие слова, а после называет своё).
Психологическая сфера
Что поможет её сформировать:
- Просмотр и обсуждение спектаклей, фильмов, мультиков, жизненных ситуаций.
- Так тренируется эмоциональный интеллект (умение распознавать свои и чужие эмоции), развивается эмпатия.
Коммуникативная сфера
Что поможет её сформировать:
- доверительные беседы с родителями;
- общение со сверстниками на детской площадке, в кружках и секциях;
- занятия в театральной студии или организация домашних спектаклей.