В первый класс — играючи! Как провести дошкольное лето с пользой

© / Oksana Kuzmina / Shutterstock.com

Многие родители убеждены: чтобы ребёнок был успешен в школе, его важно научить читать и считать, а ещё лучше — дать ему основы иностранного языка. На самом деле это далеко не главное. У дошкольников ведущая деятельность — игровая.

   
   

Необходимо разнообразие

Малыши очень быстро устают, особенно если работа, которую они выполняют, однообразна. Чтобы все необходимые знания и умения формировались в комплексе, пусть упражнения будут разными. В один день можно развивать мелкую моторику с помощью раскрашивания картинок, лепки, рисования, создания аппликаций, оригами, любого вида рукоделия, собирания пазлов и конструирования. В другой день занимайтесь с ребёнком развитием памяти, логики и внимания, в чём помогут детские кроссворды, занимательные задачки и головоломки и даже развивающие компьютерные игры. Третий день можно посвятить математике, четвёртый — развитию речи (чтение, пересказ, заучивание песен и стихов). Но очень важно, чтобы стихи были весёлые, книжки — яркие и интересные, задания — увлекательные. Кстати, пересказывать можно не только книги, но и любимые мультфильмы.

Кукольный класс

Подключайте к занятиям любимые игрушки ребёнка. Пусть, например, загадки и задачки задаёт не мама, а плюшевый мишка или кукла. Организуйте из игрушек вашего ребёнка целый класс. За всех плюшевых, резиновых и пластмассовых «учеников» будет, конечно, отвечать родитель, а ребёнок — сам за себя. Наверняка ребёнку понравится такая «конкуренция».

И ещё важный момент — у мамы (если именно она занимается с ребёнком) во время занятий должно быть хорошее настроение. Ведь успешной может быть только эмоционально привлекательная деятельность. Если малыш отвлёкся или упрямится — не нужно его заставлять возвращаться к невыполненному заданию. Лучше перенести это на другой раз.

Не скупитесь на похвалу, если ребёнок хорошо занимается. И конечно, вся эта работа не должна носить эпизодический характер, её надо сделать системным, ежедневным делом. Но любые интеллектуальные занятия с дошкольником не должны превышать 20–30 минут.

Буквы на пляже

Многие родители слишком зацикливаются на том, чтобы научить ребёнка до школы читать или писать, полагая, что это самое важное. На самом деле эти умения хоть и важны, но не являются первостепенными. Развитие речи — более важный критерий готовности к школьному обучению. Чтобы развить речь и кругозор, а также природную любознательность малыша, ему нужно много читать и затем обязательно обсуждать с ним прочитанное, а также использовать любую возможность, чтобы ребёнок мог открыть для себя что-то новое. Это можно делать во время путешествий, прогулок в лесу, похода в театр, зоопарк, музей или даже на детскую площадку. Лето даёт отличную возможность увидеть и по­пробовать как можно больше нового.

Не считайте, что заниматься с ребёнком можно, только сидя за партой. Наоборот, гораздо продуктивнее и правильнее делать это на природе. Ведь учёба должна быть увлекательной и весёлой. Например, математикой можно заниматься на пляже — считая и складывая камешки или ракушки. Чистописанием — на том же пляже, выводя палочкой на песке цифры и буквы. Развитием речи вообще можно заниматься везде и всюду — для этого достаточно просто больше разговаривать с ребёнком, слушать его рассказы и задавать вопросы. Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите их пересказывать истории, просите, чтобы ребёнок пересказал вам сюжет мультфильма или события своего вчерашнего дня.

   
   

Вспомните своё детство

Но главное — как можно больше играйте с ребёнком. Вспомните свои дет­ские игры — все они были не только подвижными, но и развивающими. Поэтому играйте в них с ребёнком и привлекайте к этой деятельности его друзей. Эти малоинтеллектуальные, на первый взгляд, забавы на самом деле очень полезны, так как развивают быстроту реакции, координацию, мышление, воображение и очень многие другие полезные качества и умения. По­этому играйте с ребёнком в «съедобное — несъедобное», «горячо — холодно», «испорченный телефон», «вышибалы», «морскую фигуру», «лапту», «колечко-колечко, выйди на крылечко!»...