Вплоть до недавнего времени облегчить страдания таких детей можно было только с помощью лекарств, специальных упражнений, массажа и операции, которая лишь на время снимала проблемы. Сегодня детям с ДЦП в России стало доступно инновационное нейрохирургическое лечение, ставшее настоящим прорывом в этой некогда безнадёжной области.
Спастику долой!
Эту болезнь нельзя вылечить окончательно. Поражение головного мозга (обычно оно происходит при беременности или в родах), которое проявляется нарушениями, затрудниями речи, а иногда и интеллектуальными расстройствами, необратимо.
Однако разрушающее действие на мышцы и суставы можно остановить, воздействуя на саму их причину — спастику (повышение тонуса мышц) и мышечную дистонию (вынужденные движения), вызванные рассогласованием нервных импульсов, поступающих от спинного мозга.
Исправить эту ситуацию помогают три вида нейрохирургических операций. Врачи либо имплантируют ребёнку с ДЦП баклофеновую помпу — устройство, в котором имеется резервуар с лекарством, тормозящим воздействие на патологические импульсы от спинного мозга, и микрочип, позволяющий подбирать индивидуально дозу препарата. Другой путь — провести так называемую селективную дорзальную ризотомию (пересечение части нервных корешков спинного мозга, передающих излишнюю импульсацию).
И наконец, третий способ — это установка специальных электродов, соединённых с устройством, работающим от подкожной подзарядки, в определённую точку головного мозга (её врачи вычисляют по данным МРТ, а устанавливают с помощью стереотаксической рамы).
В отличие от взрослых, которым подобные операции проводят под местной анестезией, детей оперируют под наркозом. В зависимости от сложности нейрохирургическое вмешательство может длиться от часа (при установке баклофеновой помпы) до пяти часов.
Эффект наблюдается уже на следующий день: у детей уходят спастика, боли, проблемы с тазовыми органами. А после селективной дорзальной ризотомии через 1,5–2 года пациенты с ДЦП начинают самостоятельно ходить. Правда, чтобы научиться пользоваться новыми возможностями, юным пациентам нужна реабилитация.
Квота преткновения
На Западе такие операции делают уже более 20 лет. У нас — совсем недавно. Одним из первопроходцев стал Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева. Здешние хирурги установили уже более 100 баклофеновых помп и провели более десятка операций по стимуляции глубинных структур головного мозга и селективной дорзальной ризотомии.
Врачи признаются: таких операций было бы гораздо больше, если бы на них выделялось больше квот. Всё упирается в дорогостоящие устройства, которые врачи получают в очень ограниченном количестве. Специалисты надеются, что со временем ситуация изменится к лучшему. Ведь эффект от таких операций с лихвой окупает все государственные расходы: дети меньше времени проводят в стационаре, меньше нуждаются в реабилитационной поддержке. А главное — улучшается качество их жизни. Что может быть важнее?
Смотрите также:
- Научный взрыв мозга. Какие новые методы лечения применяются в неврологии? →
- Игорь Решетов: «В борьбе с раком мы применяем самые высокие технологии» →
- Нейрорентгенолог: «В нашем деле главное – успеть!» →