Такой увлекающийся! Как помочь ребёнку выбрать хобби?

Наш эксперт – психолог Ольга Сапожникова.    
   

Растущему человеку свойственно увлекаться и менять свои увлечения – так происходит развитие и продвижение по пути понимания себя. Поэтому родителям стоит поддерживать любую попытку ребёнка попробовать себя в чём-то новом. Другое дело – как.

Правильная поддержка

Если вдруг чадо захотело, например, играть на гитаре, это не значит, что нужно срочно покупать дорогой инст­румент и отдавать его в музыкальную школу. Почему бы для начала не по­просить у кого-то из знакомых простенький инструмент на пару дней? Возможно, ребёнку будет достаточно всего-навсего подержать гитару в руках и попробовать на ней побренчать, чтобы решить, что его больше интересует что-то другое. То есть, с одной стороны, важно откликнуться на возникшую у ребёнка инициативу, а с другой – не следует «бежать впереди паровоза», спеша предложить то, на что ещё нет прямого запроса. Можно поговорить с ребёнком о возникшем у него интересе и попытаться понять, какие мотивы за этим стоят. Так, за стремлением заняться танцами может оказаться как действительное желание танцевать, так и обеспокоенность девочки-подростка своей фигурой. А за внезапным интересом к борьбе у мальчика нередко скрывается боязнь выглядеть слабаком на фоне сверстников и так далее. Важно разобраться, чего именно сейчас хочет ребёнок, что его волнует, и вместе обсудить ближайшие шаги, которые можно предпринять.

Урок ответственности

В жизни современного ребёнка не так много возможностей поупражняться в самостоятельном выборе. Школьная учёба часто сводится к запоминанию алгоритма действий, который диктуют учителя. Вне школы тоже обычно приходится перенимать правила и навыки у старших. Это необходимо, но для успешной жизни ребёнку важно уметь делать собственный выбор и за него отвечать. И как раз сфера увлечений может помочь ему получить хороший опыт в принятии самостоятельных решений.

Больше спрашивайте самих детей. Ваш сын сказал, что хочет ходить в спортивную секцию, – отлично! Можете задать ему уточняющие вопросы, например: «Что ты знаешь об этом виде спорта? Чем он тебе понравился? Чему ты хочешь научиться?», «Готов ли ты к тому, что, если будешь этим заниматься, то, возможно, от каких-то привычных дел тебе придётся или отказаться, или делать их быстрее?» Если вас беспокоит, что ребёнок часто меняет свои намерения – сегодня хочет одно, завтра другое, – то постарайтесь выяснить у него, с чем это связано. Возможно, бесконечная смена интересов вызвана неудовлетворённостью своими результатами.

Отмечайте успехи

Наблюдайте за ребёнком и, чем бы он ни занимался, отмечайте всё, что ему удаётся. Пусть даже само занятие вам неблизко и непонятно (например, компьютерные игры), интересуйтесь, что у вашего ребёнка хорошо получается, и хвалите за это. С одной стороны, так он узнает, что вам небезразличны его интересы, с другой – получит представление о своих сильных сторонах. Однако, даже увидев явную одарённость сына или дочери в какой-то области, не стоит подталкивать ребёнка к решению заняться этим более серьёзно – так можно спугнуть интерес. Дайте чаду возможность прислушаться к самому себе и двигаться в собственном темпе, и рано или поздно он сделает свой выбор. Тут просто будет достаточно сказать, что вы замечаете и цените его особые способности.

«Волшебные» слова

Есть высказывания, которые могут стать для вашего ребёнка «словами силы». Если вы регулярно и в разных вариациях будете их произносить, это поддержит его в любом деле, окрылит и укрепит его веру в себя, а заодно и упрочит ваш авторитет. Чаще говорите ребёнку, что верите в него. Найдите повод одобрить его дейст­вия: «У тебя хорошо получается!», «Здорово, что ты можешь принимать самостоятельные решения!» Поддер­жите ребёнка на пути взросления, сказав, допустим, так: «Я вижу, что ты уже можешь с этим справиться!» или «У тебя это выходит лучше, чем в прошлом году». Если даже вы не видите результата, но ребенок увлечён, можно просто поддержать его нацеленность на дело, на процесс. Например, малыш с удовольствием рисует, а родителю это не кажется шедевром и не видно даже похожести, не спешите критиковать, просто поддер­жите увлечение, сказав: «Мне очень нравится, что ты этим занимаешься». Верьте в своих детей – и у них всё получится!

   
   

Мастер спорта по спортивным бальным танцам Ольга Бардышева:

– Если у вас есть много времени, используйте метод проб и ошибок: потихоньку попробуйте раскрыть способности ребёнка в различных секциях и кружках, внимательно наблюдая за ним. Если говорить о спорте, то многое зависит от тренера, насколько он способен увлечь своей энергией и авторитетом.

Смотрите также: