Селфи на крыше. Зачем подросткам экстрим

© / Kirill Oreshkin/Whitehotpix / www.globallookpress.com

Наш эксперт — психолог Инна Гришакова.

   
   

Чего они хотят?

В переходном возрасте у ребёнка возникает потребность попробовать свои силы, доказать себе и другим, что он чего-то стоит. Особенно важным становится самоутвердиться и быть принятым в кругу сверстников. Одновременно подростков влечёт к теме смерти, и они начинают заигрывать с ней, что часто приводит к печальным послед­ствиям, поскольку в юном возрасте у людей ещё нет адекватного представления о степени опасности такой игры.

Но потребность испытать себя на прочность остаётся, а взрослый мир, к сожалению, мало что может предложить подростку для её удовлетворения — приходится детям действовать самим. Так и возникают молодёжные сообщества по экстремальным интересам. Одно из самых популярных (из-за всеобщей доступности) увлечений подобного рода — так называемое зацеперство, катание на крышах электричек. Это закрытая субкультура со своей системой, куда принимают на определённых условиях, где старшие участники обучают младших. Она даёт подросткам возможность получить общественное признание, почув­ствовать себя крутыми. В этой среде мальчишка, сумевший сделать эффектное селфи на крыше мчащегося поезда, получает славу и почёт, но... зачастую ценой своего здоровья, а то и жизни.

Ищем выход

Родственники пострадавших и специалисты бьют тревогу: многие дети гибнут или навсегда остаются инвалидами. При этом просто запереть всех не в меру активных подростков по домам, конечно, не выход. Как сделать так, чтобы дети могли найти адекватное применение своим силам и при этом остались целыми и невредимыми?

В некоторых странах есть официальные бесплатные подростковые программы, включающие в себя много экстремальных упражнений, но с гарантией безопасности. У нас бесплатные групповые занятия для детей довольно редки и предназначены скорее для младшего возраста, а не для подростков. Зато есть широкий выбор предложений на коммерческой основе — от классических спортивных секций до обучения экстремальным видам спорта. Такие занятия стоят денег, но родители должны отдавать себе отчёт в том, что это не только вложения в развитие своего ребёнка, но и защита его жизни и здоровья. Не важно, что он при этом выберет — футбол или восточные единоборства, скалолазание или паркур. Важно, что на таких занятиях, в отличие от рискованной самодеятельности, дети не только приобретают желанный экстремальный опыт, но и делают это под контролем профессионального инструктора, отвечающего за их безопасность.

Бывает, что подростку нужен не столько адреналин, сколько по­требность ощутить себя стоящим человеком. Тогда можно помочь ему найти осмысленное дело, в котором он сможет почувствовать себя нужным и полезным, — например в волонтёр­ском движении.

   
   

Но, даже если удалось найти для чада точку приложения сил, это не значит, что теперь родители могут отойти в сторону и умыть руки. Ведь в первую очередь ребёнок нуждается в любви, понимании, поддержке и доверии родителей. Разговаривайте с ним о его жизни и чувствах, делитесь своими подростковыми историями, среди которых наверняка были свои опасные приключения. Помогите ему почувст­вовать, что он любим и ценен для вас и что его родным будет больно, если с ним что-то случится. Тогда он скорее прислушается к вашим советам и предостережениям.

Профилактика с младенчества

Чтобы в один прекрасный день не схватиться за голову, узнав об участии своего ребёнка в опасных для жизни играх, нужно начинать профилактику заранее — с младенчества. Ещё даже не научившись стоять на ногах, малыш уже стремится исследовать окружающий мир и возможности своего тела, что уж говорить о том этапе, когда он начинает ходить и бегать. Это довольно хлопотное время для взрослых, окружающих ребёнка, поэтому они часто испытывают соблазн ограничить неуёмную активность своего чада. И вот ползающего младенца сажают в манеж, а на детской площадке слышны окрики: «Туда не ходи! Сюда не лезь! Это не трогай!» Родителей можно понять — они так заботятся о безопасности ребёнка (ну и о собственном спокойст­вии тоже). Но дело в том, что научиться ­естественной осторожности и пониманию границ своих возможностей можно только на личном опыте.

Пока ребёнок маленький и находится под контролем взрослых, сделать это легче и безопаснее. Намного хуже, если он начнёт экспериментировать только в подростковом возрасте, вырвавшись из-под чрезмерной родительской опеки: энергии и протестного задора у него много, а навыков владения телом и понимания рисков нет. Вот почему ещё в первые годы жизни, пока взрослые рядом, нужно не только поддерживать всевозможную двигательную активность ребёнка, но и научить его переходить дорогу, обращаться с огнём и с острыми предметами — одним словом, дать ему возможность познакомиться с различными рисками, находясь в безопасной среде. Это облегчит ему в дальнейшем выход в открытый мир.

Важен и личный пример взрослых. Родители, которые держатся уверенно и не тревожатся по пустякам, но при этом уважают и соблюдают общепринятые правила безопасности (пристёгиваются в автомобиле, переходят улицу только на зелёный свет...), учат ребёнка разумной уравновешенности, которая в будущем должна удержать его от безумных поступков вроде катания на крыше поезда.

Личное мнение

Михаил Державин:

—  Когда я был маленьким, у нас в стране только появился хоккей с шайбой. Зимой в районе Арбата заливали катки и носились по ним с самодельными клюшками. Конечно, разбивали коленки, носы, а как без этого? Но мы не шатались по подворотням. Такие спортивные, даже, может, опасные увлечения всё-таки отвлекают подростков от плохих компаний.