Право на лево. Надо ли переучивать левшу

В СССР всех леворуких детей заставляли держать ручку как положено – в правой руке. Позже оказалось, что это приносит гораздо больше вреда, чем пользы. Но уделять левше особое внимание всё же необходимо.

   
   

Наш эксперт – врач-невролог, заведующий отделением Клиники нервных болезней им. А. Я. Кожевникова Клинического центра Сеченовского университета, член Московского общества неврологов Ксения Шевцова.

Левши составляют 10% населения. Хотя на заре человечества, как считают антропологи, левшей и правшей было поровну. Но поскольку мир всё же приспособлен для праворуких людей, многие представители другого клана перешли на сторону большинства. Надо ли так поступать всем левшам? 

Нажмите для увеличения 

«Кто там шагает правой?»

Если ваш трёхлетка ловко орудует то одной, то другой рукой или предпочитает лишь одну из них, не торопитесь записывать его в правши, левши или амбидекстры (те немногие, кто одинаково хорошо владеет обеими руками). Определить ведущую руку можно лишь к 4–5 годам. Но иногда бытовые действия ребёнок выполняет левой рукой, а рисует правой.

«Леворукий» и «левша» – понятия сходные, но не одинаковые. При ведущей левой руке человек может и не быть левшой в полном смысле слова. У истинного левши ведущими являются не только левая рука, но и вся левая сторона (нога, глаз, ухо). Если ребёнок многое делает «одной левой», надо показать его неврологу или нейропсихологу. Специалист определит ведущую сторону, а также выяснит, нет ли у малыша дефицита левого полушария, которое отвечает за речь, самоконтроль (у левшей могут быть с этим трудности). 

Он талантливый!

В древности левшей превозносили, считали избранными. А в Средние века, наоборот, относили к пособникам дьявола, в некоторых странах им запрещали свидетельствовать в судах, занимать трон. Левое полушарие человека отвечает за логику и аналитику. Там же расположен центр речи. Правое руководит ориентацией в пространст­ве, творчеством, интуицией, образным мышлением. «Правополушарники», к которым как раз и относят левшей, воспринимают окружающее образами и не по частям, а целостно. Однако считать правшей «математиками», а левшей «художниками», конечно, не стоит, поскольку оба полушария взаимодействуют друг с другом.

Мнение о том, что левшам недоступно то, чем владеют правши, и наоборот, фактами не подтверждается. Тем не менее левши дали человечеству немало гениев: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Лео­нардо да Винчи, Микеланджело, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин... Различия между право‑ и леворукими не так уж велики. Но часто левши и впрямь более эмоциональные, тревожные, хуже воспринимают информацию на слух, нежели на глаз. Зато у них более развито пространственное мышление, они креативны и остроумны.

   
   

Левша всегда прав

Переучивать левшу нельзя – может нарушиться межполушарное взаимо­действие. Особенно если ребёнок уже начал писать левой рукой. Принудительное вмешательство в функции головного мозга чревато раздражительностью, утомляемостью, тревожностью, нарушениями сна, потерей аппетита, заиканием, тиками, энурезом, головными болями. На этом фоне возникнут и проблемы с успеваемостью. Ребёнок, которого заставляют переложить ручку в другую руку, может начать писать медленно, коряво и неразборчиво, буквы станут зеркальными. Вероятны также дислексия и дисграфия (трудности с чтением и письмом).

Есть риск, что у переученного левши на всю жизнь останутся проблемы с ориентацией в пространстве, плохое владение телом, нервозность. К тому же сегодня к услугам левшей есть любые приспособления для письма.

Как помочь левше

Развивать крупную моторику. Пусть ребёнок играет в подвижные игры, лазает, ловит мяч.

Ненавязчиво развивать правую руку. Предлагать собирать ею пазлы, конструктор, мозаику, завязывать шнурки, лепить. Хорошо бы отдать ребёнка на занятия спортом, где задейст­вованы обе руки. 

Особым образом организовать пространство для жизни и учёбы. Настольную лампу расположите справа от ребёнка. Купите специальные ручки, ножницы, компьютерную мышку для левшей.

Не торопиться учить писать и читать. Для подготовки к письму подойдут любые игры на пространст­венное мышление: морской бой, графические диктанты. Важно научиться заштриховывать картинки под разными углами. 

Не подгонять ребёнка, если он пишет медленно. Для обучения левшей письму разработаны специальные прописи для леворуких (там нет правого наклона букв). Техника безотрывного письма леворуким не подходит. Проговаривайте план написания каждой буквы, чтобы избежать отзеркаливания.

Справляться с повышенной тревожностью. Здесь помогут песочная терапия, рукоделие, рисование, танцы, театральный кружок.

Попросить учителя посадить ребёнка с левой стороны парты, чтобы не мешал соседу, толкая его локтем.

Давать чёткий алгоритм дейст­вий, избегая абстракт­ных задач. Левши – визуалы: лучше воспринимают наглядную информацию.

Учить переходить дорогу. Правило посмотреть сначала налево, потом направо левши часто выполняют наоборот. Доведите до автоматизма последовательность действий.

Интересно

Обнаружен ген леворукости LRRTM1, расположенный во 2‑й хромосоме. Кстати, он одновременно влияет на формирование эмоций и развитие речи. Генетика играет большую роль в развитии леворукости. Вероятность рождения левши у праворуких родителей невелика – 2–6%. Если только один из родителей левша, вероятность возрастает до 17%, если оба – до 50%.