«Вейпы появились на рынке в Российской Федерации относительно недавно. Первый интернет-магазин был открыт в 2011 году. Из-за активной рекламы табачных компаний, направленной в первую очередь на подростков и молодежь, потребление этих изделий стало быстро возрастать, и уже через пять лет среди подростков распространенность курения обычных сигарет и вейпов сравнялись. Если среди молодежи до 25 лет, потребляющей табачные или никотинсодержащие изделия, около 80% курят вейпы, то среди потребителей старшего возраста их потребление не превышает 5%. Это произошло благодаря некоторым особенностям вейпов: привлекательное образование пара, многочисленные вкусовые и ароматизирующие добавки, которые нравятся подросткам, привлекательный дизайн, широкое рекламирование и продажа через интернет.
Благодаря усилиям Минздрава России, в 2020 году в основной антитабачный закон были внесены поправки, приравнивающие табачные и никотинсодержащие изделия, то есть был введен запрет на употребление вейпов в общественных местах, запрет их продажи лицам до 18 лет, запрет на рекламу этих изделий и т. д. Это уже привело к небольшой положительной динамике в сторону снижения потребления вейпов и других электронных сигарет. Однако оставался ряд нерешенных вопросов, в том числе оставалась открытая выкладка этих изделий в местах продажи, широкая дистанционная продажа, возможность аренды устройств, ценовая доступность для подростков. Но самое главное — оставалась вкусовая привлекательность вейпов, которая играет дополнительную существенную роль в развитии зависимости, что, в свою очередь, приводит к серьезным нарушениям развития подростков.
Принятые сегодня Госдумой поправки призваны решить большинство вопросов. В первую очередь, запрещается продажа вейпов и жидкостей для них, содержащих вкусовые добавки и ароматизаторы. Безусловно, это снизит привлекательность данных изделий для подростков, а также для всех потребителей вейпов исключит возможность развития дополнительной вкусовой зависимости, которая способствует развитию более сильной никотиновой зависимости. Запрещаются любые виды продаж, кроме продажи с закрытой выкладкой в крупных магазинах, запрет скидок и различных акций, привлекательных для подростков. Вводится очень важный контроль продажи, распространения и рекламирования этих изделий через Интернет, что также сыграет положительную роль в снижении возможности легкой покупки данных изделий потребителями всех возрастов. Весь комплекс мер, в первую очередь, направлен на предотвращение потребления никотинсодержащих изделий подростками и молодежью, что очень важно для нормального развития организма и формирования здорового человека».