Не стремитесь воспитать гения. Как правильно оценить развитие младенца

Сегодня всё яростнее идёт родительская гонка по воспитанию гениев. Тема раннего развития – в топе внимания мам и пап. Но на пути к этой цели родители могут упустить серьёзные проблемы у детей, вплоть до аутизма. Как правильно оценить развитие младенца?

   
   

Наш эксперт – педиатр-неонатолог, детский нев­ролог, руководитель центра коррекции развития детей раннего возраста научного отдела нео­натологии и патологии детей раннего возраста НИКИ педиатрии и детской хирургии, профессор кафедры инновационной педиатрии и детской хирургии РНИМУ им. Н. И. Пирогова, доктор медицин­ских наук Елена Кешишян.

Пошёл в рост

Елена Нечаенко, aif.ru: Елена Соломоновна, современные дети иные, нежели 30 лет назад? Гаджеты, цифровизация, плохая экология, химикаты в пище ухудшили их когнитивные способности?

– Безусловно, дети поменялись, но не стали глупее. Скорее, изменилось их восприятие. И существенно увеличился размах колебаний нормы. Если раньше все дети в 7 лет умели примерно одно и то же, то сегодня вариативность возможностей огромна. А от этого зависит, как ребёнок будет учиться, в какую именно школу ему лучше пойти, как он будет воспринимать обучение. То, что сегодня ребёнок впереди сверст­ников, вовсе не означает, что таким же успешным он будет завтра.

– Складывается впечатление, что аутизм и расстройства аутистического спектра (РАС) стали крайне распространены. 

– К сожалению, это так. Ежегодный прирост таких расстройств оставляет 13%, что стало одним из вызовов педиатрам. Аутизм – очень сложное состоя­ние, которое определяет специфику развития ребёнка, особенности его поведения и коммуникации. Причины этого явления до конца не поняты, но активно изучаются.

– Много говорят о гипердиагностике аутизма. Действительно ли этот диаг­ноз часто ставят необоснованно?

   
   

– РАС нередко путают с другими нарушениями. Например, ребёнок может плохо слышать или видеть, вследст­вие этого не говорит, выглядит отстранённым, что может дать педиатру основание заподозрить у него аутизм. У малыша могут быть и генетические заболевания, которые также дают клиническую картину РАС. Поэтому первая задача педиатра – понять, к какому именно врачу надо направить ребёнка. Если есть подозрения на нарушения слуха или зрения, недостаточно показать малыша офтальмологу и оториноларингологу, нужна консультация сурдолога и исследование слуховых потенциалов, а также надо выяснить, как обстоит дело с проводимостью зрительного нерва.

Если РАС подтвердится, дальнейший маршрут ребёнка будет совершенно иным – придётся организовывать занятия с нейропсихологом, дефектологом, логопедом.

Задание для родителей

– Отклонения в развитии важно начать корректировать как можно раньше. Но как их выявить в раннем возрасте?

– Сегодня педиатру недостаточно оценить прибавку роста и веса малыша, выяснить, как он ест и спит, послушать его лёгкие и осмотреть кожные покровы. Абсолютно необходимо удостовериться и в том, что у ребёнка идёт прирост психомоторных навыков, и выявить детей, у которых этого не происходит. Такая диагностика позволит предотвратить запущенные ситуации, когда родители ничего не подозревали и только к трём годам ребёнка понимают, что у него что-то не так. Чтобы повысить эффективность педиатрической помощи детям, имеющим поведенческие особенности или задержку развития, прежде всего важно внедрить в практику диспансерного наблюдения систему скрининга, направленного на оценку психомоторных функций ребёнка, его поведенческих особенностей, а также на оценку прироста этих навыков.

– Все родители знают, что в определённый срок малыш должен начать держать головку, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Но оценки только этих навыков недостаточно?

– Это очевидные моторные навыки. Оценивать психомоторику гораздо сложнее. Риски аутизма определяют прежде всего коммуникативно-социальная и когнитивная (познавательная) функции. Не надо ждать трёх лет, первые выводы о состоянии познавательной функции малыша можно сделать уже по тому, как он рассматривает игрушку, как её использует. А сделать выводы о его слухе и речевых возможностях – по тому, в какой момент у него появляются звуки, как они меняются. Такие наблюдения помогут понять, надо ли стимулировать речь. Для этого есть особые технологии, в том числе с помощью пищи, массажа, соски и т. д. Для комплексной оценки психомоторного развития важно проанализировать состояние зрительной функции – как у ребёнка развиваются поля зрения. От этого зависит его любознательность. Необходимо учитывать и темперамент. На основании общей картины педиатр может разработать индивидуальную программу развития.

Шкала помощи

– Как педиатр оценивает психомоторные навыки ребёнка?

– Есть современные шкалы, которые позволяют врачу провести скрининг буквально за 5–7 минут, чтобы выявить специальные реперные точки и как минимум отделить норму от патологии. Но педиатров надо обучать пользоваться такими шкалами. Владение данной методикой в условиях, когда РАС стали распространённым явлением, просто необходимо. Благодаря этому умению врач может дать ценные советы родителям, как и чем надо целенаправленно заниматься с ребёнком, во что играть, как контролировать его состояние, чтобы потенцировать те функции, которые недостаточно развиты. Это совершенно новая идея, но она поддер­живается Всемирной организацией здравоохранения, которая даже внедрила новый тип ухода за ребёнком – «уход в целях развития». Разумеется, часть детей будет дополнительно нуждаться в помощи логопедов, дефектологов, нейропсихологов.

– А сами родители могут использовать шкалы?

– Это бессмысленно. Для того чтобы их правильно интерпретировать, нужны специальные знания, которых у родителей нет. Тем не менее роль семьи очень важна. Поэтому сейчас разрабатывается специальная платформа по мониторингу индивидуального развития, которая будет называться «Мир ребёнка». В ней будут простые вопросы (от 6 до 40 в зависимости от возраста ребёнка), на которые родители могут сами ответить, оценив слух, зрение, внимание, коммуникацию, особенности движения и познавательной функции своих детей. Вопросы самые разные, например, как наклоняет малыш голову во время игры, как берёт предметы и ставит кубики, строя пирамидку, как проходит в дверной проём и т. д. Программа автоматически обработает ответы и подскажет, на что стоит обратить внимание.

– Сколько же придётся ждать, чтобы произошли такие кардинальные перемены в подходе к оценке раннего развития детей?

– Думаю, это произойдёт в ближайшие 5–7 лет – такая необходимость назрела. Для этих нововведений нужно не так много затрат, как кажется.

Важно!

Дети с аутизмом:

  • настроены «на свою волну»;
  • гораздо позже начинают говорить и могут не использовать жесты;
  • играют в игрушки необычно, могут часто совершать повторяющиеся действия;
  • плохо координированы, неправильно оценивают рас­стояния;
  • с трудом переносят шум, запахи, прикосновения, у них сниженный болевой порог;
  • не различают день и ночь;
  • согласны есть ограниченный набор продуктов.