Не один дома. Чем занять ребёнка в самоизоляции

Yuganov Konstantin / Shutterstock.com

На фоне пандемии и удалённой работы большинства родителей дети стали проводить много времени дома. Как уберечь их от скуки и безделья, но при этом не дать сесть вам на голову и разнести дом по частям?

   
   

Наш эксперт – детский и семейный психолог Марина Богомолова.

Ну вот, вся семья в сборе – не об этом ли вы мечтали, когда ежедневная суета разводила вас по сторонам? Теперь ваше желание сбылось. Правда, очень скоро заветная семейная идиллия стала казаться мукой. А постоянное общение с детьми начало раздражать. Не торопитесь винить себя в том, что вы плохой родитель. И не отчаивайтесь – всё поправимо!

Догнать и перегнать

Многим кажется, что сейчас – самое подходящее время, чтобы наверстать то, до чего годами не доходили руки. Например, исправить все недочёты в воспитании и образовании своих отпрысков, наделить их кучей знаний и умений. Вон ведь сколько возможностей предлагает интернет: можно и языки учить, и программирование освоить, и шахматы, и макраме, и «походить» по всем музеям мира, и пересмотреть онлайн все спектакли… Да и друзья в соцсетях что ни день хвалятся успехами детей, нельзя же от них отставать! Быстрее! Выше! Сильнее! Сложнее!

Стоп! Так недалеко и до нервного срыва. Учтите, в это сложное время все мы находимся в состоянии хронического стресса: и дети и взрослые. Поэтому сейчас самая главная задача – не стать супергероями, а сохранить своё психическое равновесие!

А чтобы совесть не мучила, заведите правило: обучать ребёнка всего одному полезному делу в день. Например, в понедельник – делать бутерброды, во вторник – яичницу, в среду – шнуровать ботинки, а в четверг – мыть посуду. Глядишь, скоро ваше чадо научится всему.

Умерьте требования!

Чтобы сберечь психику себе и домочадцам и не испортить вконец ваши взаимоотношения,

   
   

НЕ НУЖНО: 

  • требовать от них (да и от себя тоже) сверхдостижений. Да, есть соблазн заставить ребёнка с утра до вечера заниматься математикой и добиться-таки того, чтобы тройка в четверти стала пятёркой. Но поверьте, сейчас ребёнку и так достаточно стрессов. Если вам просто удастся удержать школьника в учебном процессе и не дать ему скатиться на двойки – уже хорошо. При этом, конечно, «разжевать» непонятную тему, поупражняться в решении сложных задач можно и нужно;
  • быть массовиком-затейником. Выделите на общие забавы час-другой. Пусть дети знают, что именно этот час отдан им, а в остальное время пусть занимают себя сами. Скука полезна. Она развивает фантазию;
  • сердиться, что ребёнок стал проводить много времени за компьютером, телефоном, телевизором. Для детей сейчас это чуть не единственный способ отвлечься и развлечься. А для взрослых – возможность найти время для удалённой работы;
  • рассчитывать на кардинальное изменение старых привычек. Да, здоровый образ жизни полезен. Но зачем действовать с наскока? Хотите изменений – действуйте постепенно и ненасильственно.

ВАЖНО: 

  • сохранить прежний режим сна и бодрствования, насколько это возможно;
  • создать новые семейные ритуалы. Они помогут держать режим дня и вызовут приятные эмоции. Например, утром всей семьёй можно делать весёлую зарядку; после обеда – полежать в обнимку и почитать книжку; перед сном – попить чаю и поделиться, кто что нового увидел в интернете, или сыграть в настольную игру;
  • стараться не раздражаться, наблюдая истерики и капризы у детей. Ведь тревога и неопределённость вызывают большое напряжение психики и ей требуется разрядка. Поэтому даже взрослые могут срываться. Постарайтесь быть добрее и снисходительнее и к себе, и к близким.

Мы вместе!

Гиподинамия вредна не только для физического, но и для психологического состояния, поэтому всем членам семьи важно найти время и желание, чтобы подвигаться. Но конечно, с утра до вечера играть в «весёлые старты» на балконе, в прятки в гостиной и салочки в коридоре невозможно. Всё хорошо в меру.

У детей и родителей, проводящих вместе круглые сутки, обязательно должна быть совместная деятельность. Но лучше найти что-то такое, что вы будете делать не из-под палки, а с одинаковым интересом. Допустим, с мамой – готовить, заниматься фитнесом или рукоделием. С папой – мастерить шалаш из диванных подушек, делать стенгазету, играть в морской бой или шашки, чинить велик, осваивать компьютер. Ну и что-то нужно делать всем вместе – чтобы семья объединялась. Это могут быть настольные игры, игры в слова, фанты, в твистер. Придумывайте квесты, ставьте спектакли, вспоминайте игры своего пионерского детства. Ваше настроение – в ваших руках!

Весёлые игры для всей семьи

На развитие внимания и памяти:

  •  «4 стихии» 

Как играть. Ведущий ведёт рассказ. Как только он произносит слово «земля», все должны опустить руки вниз. При слове «вода» – вытянуть руки вперёд, «воздух» – поднять руки вверх, «огонь» – сделать хлопок. Слова и действия можно потом заменить любыми другими.

  •  «Замри – отомри» 

Как играть. Под весёлую музыку дети и взрослые прыгают и танцуют. Когда музыка обрывается, важно остановиться, замерев в тех позах, в которых застала пауза. Когда музыка снова включится, важно немедленно продолжить движение. Кто прозевал момент, выбывает из игры. В конце остаётся самый внимательный – победитель.

  •  «Слушай хлопки» 

Как играть. Игроки идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – скачут на одной ножке. Кто запутался – выбывает.

На развитие речи, фантазии и сообразительности:

  •  «Шифровальщик» 

Как играть. Игроку сообщается слово, которое тот должен объяснить остальным участникам при помощи слов, которые начинаются на определённую букву. Например, при помощи буквы «п» нужно объяснить слово «собака»: «пушистая, прыгает, подскакивает». Буквой «м» – описать кошку: «мурлычет, мягкая, маленькая».

  •  «Крокодил» 

Как играть. Подготовить несколько карточек со словами. Водящий вытаскивает одну из карточек и показывает записанное на ней слово, используя только жесты и мимику. Остальные игроки должны угадать слова. Тот, кто угадал слово, становится ведущим. Побеждает тот, кто угадал больше всего слов. Помимо слов можно использовать имена героев сказок, названия песен, кинофильмов или даже имена публичных людей.

  •  «Как это использовать?» 

Как играть. Ведущий называет любой предмет. Игрок должен придумать для него пять необычных применений, не называя те, что очевидны. Например, если взято слово «ложка», нельзя говорить: подходит для еды и питья. А надо сказать, что ложкой можно почесать спину, использовать в виде линейки или её часть можно обвести карандашом, чтобы начертить в тетради овал.

Сейчас самая главная задача – не стать супергероями, а сохранить себе и детям психическое равновесие!