Коклюш наступает! Как уберечься от опасной инфекции?

Почему смертельно опасная инфекция пошла в наступление и как от неё уберечься.

   
   

Наш эксперт – врач-инфекционист и ведущий эксперт центра молекулярной диагностики ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Михаил Лебедев.

Пока петух не клюнул

Слово «коклюш» происходит от французского корня «кок», то есть «петух». Именно на натужное кукареканье похож сиплый звук, возникающий после спастического кашля – главного симптома болезни. Кашляют больные коклюшем дети не только длительно (иногда до 3 месяцев), но и настолько мучительно, что перестают спать по ночам и могут даже заработать пупочную и паховую грыжи, а бывает, доходит и до перелома рёбер. Но даже это не самая большая опасность.

При тяжёлом течении эта бактериальная инфекция может вызвать осложнения – такие как бронхопневмония (возникает у каждого пятого заболевшего грудничка), а также судороги и поражение головного мозга. Ведь токсин, выделяемый палочкой Bordetella pertussis, действует не только на дыхательные пути, но и на центральную нервную систему. Особенно опасен коклюш для детей первых месяцев жизни – у них часто возникают приступы апноэ (остановка дыхания), пневмонии, ателектазы (патология лёгких), судороги, энцефалопатия. Наибольшее число погибших от этой инфекции – именно дети в возрасте до года. Но и у тех, кто постарше, коклюш может протекать тяжело, осложняясь воспалением лёгких, нарушением сердечной деятельности, отитом, коллапсом.

Бронхит или нет?

Отличить коклюш от бронхита, в особенности если инфекция протекает относительно легко, не так-то просто.

Достоверно подтвердить диагноз коклюшной инфекции можно лишь только лабораторными методами. Однако выбор конкретного способа диаг­ностики должен определяться исключительно сроком заболевания.

Бактериологический метод можно использовать только в первые 2 недели болезни. Причём исследование должно быть двукратным – 2 дня подряд или через день.

   
   

Молекулярно-генетический метод (ПЦР) более эффективен – его можно использовать вплоть до 3–4‑й недели заболевания, причём достаточно и однократного исследования. ПЦР считается наиболее эффективным у детей раннего возраста.

Серологический метод (ИФА) возможно применять лишь с 3‑й недели болезни. Ранее этого срока антитела ещё не успевают выработаться. Поэтому метод ИФА не применяют для ранней диагностики коклюша.

Лечат коклюш не так, как простуду или бронхит. Горчичники и банки запрещены – они лишь усиливают кашель. От этой бактериальной инфекции спасают антибиотики. Но и они эффективны только в начале заболевания, на его катаральной стадии. Симптоматически для ослабления проявлений коклюша могут применяться противокашлевые сиропы (с кодеином). При тяжёлом течении болезни может потребоваться назначение глюкокортикостероидов, противоастматических препаратов, а также антигистаминных средств. При подозрении на осложнения со стороны ЦНС используются средства, улучшающие кровообращение голов­ного мозга. В общем, лечится коклюш трудно, долго и не всегда успешно, поэтому лучшая защита от инфекции – это, конечно, вакцинация.

Опасен не только малышам

Коклюш ошибочно считают инфекцией самых маленьких, однако за последний год более чем в трети случаев им болели школьники 7–14 лет. И вовсе не потому, что в раннем детстве им не сделали прививку АКДС, а просто потому, что иммунитет после вакцинации (неважно, какого типа была вакцина) сохраняется максимум 5 лет. Именно поэтому, как считают специалисты Роспотребнадзора, детям 6–7 лет необходима дополнительная ревакцинация от коклюша. Правда, в этом возрасте цельноклеточную вакцину АКДС использовать уже нельзя, нужна менее реактогенная (и более дорогая) бесклеточная вакцина. Пока в нашем Национальном календаре прививок дополнительная ревакцинация против коклюша для детей дошкольного возраста не предусмотрена, в то время как в 51 стране мира, включая США, Канаду, большинство европейских стран, ряд стран СНГ, ребятишек 4–6 лет повторно в плановом порядке прививают от этой инфекции. В календарях 39 стран мира предусмотрена и третья прививка для детей и подростков 9–17 лет.

Один за всех и все за одного

Ревакцинировать школьников нужно не только и не столько для того, чтобы они сами не болели коклюшем. Прежде всего это нужно, чтобы обуздать распространение инфекции и защитить самую уязвимую часть населения – малышей до года. Ведь уже само по себе увеличение заболеваемости коклюшем у подростков говорит о том, что возбудитель этой инфекции активно циркулирует среди населения. А поскольку коклюш очень заразен (при близком контакте возбудитель передаётся в 90% случаев), то более взрослые носители палочки Bordetella pertussis, сами болея в лёгкой форме, часто являются переносчиками инфекции и источником заражения самых маленьких. По статистике, в 80% случаев коклюш малышам первого года жизни приносят их старшие братья и сёстры, родители и близкие родственники.

Многие недоумевают: а как же вакцина, которой прививают грудничков? Она что, их не защищает? Сейчас объясним. К сожалению, первую дозу вакцины от коклюша грудные дети получают в лучшем случае в трёхмесячном возрасте. А иммунитет к коклюшной инфекции вырабатывается постепенно – первичный курс вакцинации проводится в три этапа. Поэтому в первые месяцы жизни дети не защищены от болезни. 

В связи с этим в ряде стран (в частности в Анг­лии, во многих странах Европы, в Израиле) уже введена обязательная вакцинация от коклюша (и некоторых других инфекций) будущих мам на поздних сроках беременности.

1. Скрытый период

Больной коклюшем опасен для окружающих с самого первого дня и до 30 суток болезни. Но симптомы появляются лишь на 5–7-й день.

2. Оставить в прошлом

До того как в СССР стали вакцинировать от коклюша, ежегодно им заболевали около 600 тысяч человек, более 5 тысяч из них умирали.

3. Спасибо прививке!

Прививки помогли снизить заболеваемость коклюшем в 25 раз, одновременно уменьшив количество тяжёлых форм болезни.