В Санкт-Петербурге на уроке физкультуры умерла семиклассница. На разминке потеряла сознание. Вызвали бригаду медиков, однако реанимационные действия не помогли — девочка скончалась.
Мы периодически читаем такие новости. Что же нужно сделать, чтобы столь жуткие истории не повторялись? Что думают по этому поводу эксперты?
Виновных ищут не там, где нужно
Но у нас обычно винят развал школьной медицины, педиатров, а больше всего учителей физкультуры, якобы они дают жуткую нагрузку детям. Это не так, ведь в этом случае девочка погибла во время разминки, и так бывает очень часто.
Проблема в том, что есть скрытые врожденные состояния, чреватые такими проблемами. Часто выявить их довольно сложно. Но помочь детям можно. После остановки сердца есть 10 мин, чтобы его завести снова. Скорая приезжает обычно уже позже. Поэтому, существует система первой помощи, которую нужно экстренно оказать ребенку при остановке сердца. Это быстрое начало реанимационных мероприятий и при необходимости использование автоматических дефибрилляторов.
Как решить проблему?
— Именно в Петербурге осенью прошлого года прошел большой круглый стол на котором обсуждали именно эти вопросы — почему у нас так часто умирают школьники и студенты, и как оказывать им первую помощь в учебных заведениях, — продолжает Макаров. — В нем участвовали вице-губернатор Олег Эргашев и член комитета здравоохранения Госдумы Бадма Башанкаев. Намеченная на совещании программа все обсуждается и обсуждается, а закон о совершенствовании первой помощи все не принимается. Сколько смертей надо, чтобы это сдвинулось?
Во многих странах в школах есть автоматические дефибрилляторы (в США более, чем в 80% школ). Они неопасны, прибор сам определяет, нужно нанести разряд или нет. Если нет, он никогда не сработает. Цена их небольшая. Но это только часть решения проблемы — техническая. Нужны и юридические меры, поправки в закон № 323, чтобы определить круг лиц, которые обязаны оказывать первую помощь в таких ситуациях. В мире такие подходы работают — в половине случаев при остановках сердца в школах детей спасают. У нас — нет.