Форменное безобразие. Почему школьная одежда опасна для здоровья детей?

Красив, хоть завтра на свадьбу! © / Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Эффект парника

С одной стороны, решение разумное – ведь в этой одежде дети проводят от 4 до 8 часов ежедневно. С другой стороны, форму ввели уже несколько лет назад. Так что же, до этого её качество ничем не регламентировалось и никем не проверялось?

   
   

Увы, но это так. И потому из-за отсутствия единого стандарта сегодня на рынке представлены вещи, внешне похожие на одежду для учеников, но при этом, мягко говоря, не полезные для детского здоровья. Соб­ственно, их обычно и выбирают родители – дешевле. «Но зачастую такая одежда не подходит для ежедневной многочасовой носки. Её можно носить лишь эпизодически, – говорит зам­руководителя испытательного центра Научно-испытательного текстильного института лёгкой промышленности Валентина Зубанова. – Наши испытания показывают: качество школьной формы в России сегодня крайне низкое. Более чем в 50% случаев она не соответствует Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подрост­ков». Из всех встречаю­щихся нарушений чаще всего мы обнаруживаем несоответ­ствие состава ткани, заявленного на маркировке».

Эксперт объясняет это тем, что в стране мало соб­ственной ткани для промышленного производства формы. «Производители закупают её в 80% случаев в Китае. Но ни они, ни надзорные ведомства не проверяют качество этой ткани – слишком затратно. А это чревато послед­ствиями для здоровья ребёнка», – объясняет Зубанова.

Дело в том, что температура в классе по санитарным нормам должна составлять плюс 18–24◦С. И комфорт ребёнка напрямую зависит от сырьевого состава школьной формы. «Так, при доле свыше 60% полиэфирных волокон, например, полиэфира или полиамида в составе подкладки, школьная форма может иметь «эффект парника» – такая ткань не будет «дышать» и впитывать влагу. А значит, водообмен организма будет нарушен, – говорит эксперт. – И это правило актуально не только для материала подкладки, но и для верхнего слоя пиджака, брюк или жакета. Если ткань верха костюма на 70% будет состоять из шерстяных волокон, а подкладка – на 100% из полиэфирных волокон, такой костюм, скорее всего, не будет соответствовать требованиям безопасности и не будет комфортным».

Единственная проверка, которую проходит сегодня форма, – это сертификация в профильной лаборатории. «Качество школьной формы проверяют аккредитованные испытательные лаборатории. Далее орган сертификации, если одежда прошла положительные испытания, выдаёт сертификат соответствия на школьную форму. После этого производитель может реализовывать продукцию на рынке», – говорит директор центра по сертификации продукции «ТестПродукт» Дмитрий Червяков.

Увы, далеко не все лаборатории добросовестно подходят к своей работе. «В 50% случаев эти сертификаты буквально рисуют. За последний год Рос­аккредитация закрыла по этой причине более 1000 лабораторий», – добавляет Валентина.

Не против синтетики

Решить проблемы каче­ства школьной формы призван готовящийся ГОСТ. Правда, в случае, если производители откажутся создавать форму по своим нормам (ТУ) и перейдут на этот стандарт.

   
   

«В документе будут указаны требования к прочности и стойкости материалов, гигроскопичности, воздухопроницаемости ткани и подкладки. По факту сегодня нигде не прописаны эти нормы, – объяснили разработчики нового ГОСТа. – Данные требования будут более строгими, чем для обычной детской одежды. Требования к школьной форме помогут избежать «эффекта скафандра».

Как объясняет Валентина Зубанова, синтетика в составе формы присутствовать может, но не должна превышать 45%. «Первое, что нужно учитывать при выборе школьной формы, – состав. Оптимально, если натуральных волокон в ткани будет не менее 55%. Синтетика даёт несминаемость, да и изделие сидит на ребёнке лучше, но злоупо­треблять этим материалом производители не должны. Кроме того, подкладка пиджака или жакета должна быть вискозной или с содержанием вискозы не менее 50%», – советует эксперт.

Если же производитель злоупотребил синтетикой, у ребёнка может появиться аллергия и повышенное потоотделение. «Это говорит о том, что в тканях может быть превышено содержание формальдегида, – говорит Зубанова. – Для того чтобы себя перестраховать, лучше перед покупкой сфотографировать сертификат соответствия у продавца. И при возникновении проблем обратиться в орган, его выдавший, а параллельно в Федеральную службу по аккредитации. Если вина лаборатории будет доказана, родитель вправе требовать возмещения и стоимости продукции, и морального вреда. Правда, через суд».

Строго по форме

Ещё один путь нарваться на некачественную форму – заказать шить её всему классу в ателье. «Если магазин должен получить сертификат соответствия, то ателье этого не требуется. Более того, там шьют форму даже не по Техническому регламенту, а вообще не учитывая никакие нормы», – объясняет эксперт.

Имейте в виду: школа может обязать учеников появляться на занятиях только в форме. «Это предусматривает ст. 38 Федерального закона № 273-ФЗ. Но при этом родители могут сами выбирать, где и как им шить или покупать форму, – говорит ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская. – Что делать, если администрация настаивает на форме определённой марки или из одного – им удобного – ателье? Когда ученик пришёл в школу без формы, он нарушил требования локального нормативного акта школы. Родители вправе обратиться с жалобой на имя директора школы, чтобы была проведена проверка по данному факту. В случае если директор не реагирует, то дальнейшие инстанции, куда необходимо обратиться с жалобой, – Отдел образования либо прокуратура РФ».