Дальше – тишина. Как сберечь ребёнку слух

Chernysheva Anna / Shutterstock.com

Снижение слуха и ­глухота ­касаются не только стариков. 44 млн детей в мире не ­могут расслышать всех звуков мира. И число ­ребятишек с ­такими нарушениями ­растёт. А ведь 60% случаев ­потери слуха у детей можно предотвратить, если действовать правильно и быстро!

   
   

Наши эксперты:

директор Российского научно-клинического центра аудиологии и слухо­протезирования Георгий Таварткиладзе,

вице-президент Российской академии образования Николай Малофеев. 

Каждый двадцатый человек на Земле (более 460 млн человек) либо не слышит совсем ничего, либо слышит частично. По оценкам ВОЗ, через 10 лет число глухих людей на планете может увеличиться в полтора раза, а к 2050 г. возрастёт до 900 млн. Особенно горько, если нарушения слуха возникают у детей.

Повторите громче

Глухие дети не могут самостоятельно научиться говорить, а слабослышащие – существенно отстают в речевом, а значит, и психическом развитии, что снижает их способность к обучению, а следовательно, ограничивает любые возможности. Конечно, реабилитация (в частности, обучение языку ­жестов) помогает снизить урон, но часто такая помощь запаздывает. Ведь ­надо сначала выявить снижение слуха, а это порой становится проблемой.

Сегодня из тысячи рождённых детей 2–3 малыша появляются на свет глухими. Ещё примерно 2–3 глохнут в первые два года жизни. Однако слух может начать ухудшаться в любой момент жизни. К этому приводит множество факторов. Заподозрить, что ребёнок недостаточно хорошо слышит, можно, если он:

   
   
  • в раннем возрасте не реагирует на звуки. Плохо, если кроху не пугают громкие звуки (например, хлопок) или он не реагирует на голос матери;
  • отстаёт в речевом развитии. К году ребёнок должен произносить первые слова, к двум годам должна появиться фразовая речь;
  • плохо понимает речь взрослых. Например, его просят принести паровоз, а он несёт мишку;
  • часто переспрашивает (особенно при разговоре по телефону);
  • прибавляет громкость при просмотре телевизора;
  • часто жалуется на боль или заложенность в ухе;
  • стал плохо успевать в школе, ­начались проблемы с поведением.

Во всех этих случаях надо показать ребёнка лор-врачу или аудиологу в ближайшем медицинском центре.

Слух у детей до 5 лет проверяют с помощью:

  • отоакустической эмиссии (ОАЭ-тест);
  • проверки стволомозговых слуховых вызванных потенциалов (КСВП);
  • поведенческой аудиометрии (ВОА).

У детей старше 5 лет слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии.

Все эти методы безопасны и безболезненны.

В чём причина?

После обнаружения потери слуха важно выяснить причину произошедшего. Это может быть из-за банальных серных пробок в ушах. Лор-врач избавит от такой тугоухости за одно посещение, просто промыв уши под напором ­воды. К сожалению, другие причины устранить не так легко, но возможно.

Самыми частыми причинами потери слуха и развития глухоты и ­тугоухости являются:

  • генетические нарушения или проблемы при вынашивании. В 17% нарушения слуха у детей возникают в результате осложнений при ­беременности и родах;
  • хронические инфекции уха (отит среднего уха). Они составляют 31% случаев причин ухудшения слуха. Поэтому так важно лечить их своевременно и правильно;
  • осложнения после ряда инфекций, таких, как корь, краснуха, свинка, менингит;
  • воздействие некоторых лекарств (производные хины, диуретики, а также антибиотики, особенно амино­гликозиды, – ототоксичные, поэтому их надо принимать под прикрытием других препаратов);
  • повышенный уровень шума. 80 децибел – предельный уровень шума. Всё, что выше, уже опасно. По данным ВОЗ, 1,1 млрд молодых людей подвержены риску потери слуха из-за превышения уровня громкости или длительности прослушивания. Особенно вредно, когда к высокой громкости добавляется вибрация, именно поэтому прослушивание музыки в метро или в другом транспорте крайне нежелательно. Также лучше заменить наушники-затычки на те, что держатся на голове.

Покидая страну глухих

Если нарушение слуха вызвала ушная инфекция, помогут лекарства или операция. Если же дело в генетике и других серьёзных причинах, понадобятся кохлеарная имплантация и слуховые аппараты, а также реабилитация (в том числе обучение жестовому языку).

Ещё несколько лет назад такая реабилитация была недостаточно эффективна. Даже в результате долгих и упорных тренировок перед зеркалом далеко не всякий ребёнок овладевал устной речью (а лишь 20–25%). Сейчас, благодаря применению различных технологий, говорить могут уже 80% прооперированных пациентов. После кохлеарной имплантации речь восстанавливается за год.

Сегодня по России всем новорождённым в роддомах делают аудиальный скрининг. В результате этого нововведения средний возраст малышей, которым была проведена кохлеарная имплантация, снизился с 3,4 до 1,3 года. А это очень важно, потому что результаты такой операции тем выше, чем раньше она была сделана. В идеале такую имплантацию нужно провести не позднее полугода жизни. Так, по статистике, среди прооперированных в возрасте 1 года детей в обще­образовательную школу смогли пойти 60%, а среди тех, кому её успели сделать в 6 месяцев, в обычную школу пошли 80%.

Поэтому главное – не упустить время. Успев диагностировать потерю слуха не позднее чем через 3 месяца от рождения и начав реабилитацию, когда малышу исполнится полгода, можно добиться того, что развитие такого ребёнка не будет ничем отличаться от развития его сверстников с нормальным слухом.

Важно

Если ребёнок плохо слышит, важно при общении с ним:

  • увеличивать не громкость голоса, а чёткость речи. А вот темп произнесения слов лучше замедлить;
  • повернуться лицом и разговаривать в хорошо освещённом месте, чтобы были видны губы и выражение лица говорящего;
  • снизить уровень фонового шума (перейти в более тихое место);
  • изучить язык жестов, если это необходимо;
  • не скрывать дефект слуха у ребёнка от его сверстников и учителей. Родители должны научить самого ребёнка не стесняться этой ­особенности.

Кстати

Кохлеарная имплантация – это операция на структурах внутреннего уха. Имплант состоит из двух частей: внутренней (электрода, который располагается в ухе пациента) и внеш­ней (речевого процессора). Эти устройства соединяются друг с другом посредством двух магнитов, внешняя часть устройства фиксируется на голове человека. Речевой процессор направляет специальный сигнал на внутреннюю часть системы. Она раскладывает звук на частоты и отправляет сигнал на чип, который стимулирует слуховой нерв и обеспечивает ощущение звука.