Снижение слуха и глухота касаются не только стариков. 44 млн детей в мире не могут расслышать всех звуков мира. И число ребятишек с такими нарушениями растёт. А ведь 60% случаев потери слуха у детей можно предотвратить, если действовать правильно и быстро!
Наши эксперты:
Каждый двадцатый человек на Земле (более 460 млн человек) либо не слышит совсем ничего, либо слышит частично. По оценкам ВОЗ, через 10 лет число глухих людей на планете может увеличиться в полтора раза, а к 2050 г. возрастёт до 900 млн. Особенно горько, если нарушения слуха возникают у детей.
Повторите громче
Глухие дети не могут самостоятельно научиться говорить, а слабослышащие – существенно отстают в речевом, а значит, и психическом развитии, что снижает их способность к обучению, а следовательно, ограничивает любые возможности. Конечно, реабилитация (в частности, обучение языку жестов) помогает снизить урон, но часто такая помощь запаздывает. Ведь надо сначала выявить снижение слуха, а это порой становится проблемой.
Сегодня из тысячи рождённых детей 2–3 малыша появляются на свет глухими. Ещё примерно 2–3 глохнут в первые два года жизни. Однако слух может начать ухудшаться в любой момент жизни. К этому приводит множество факторов. Заподозрить, что ребёнок недостаточно хорошо слышит, можно, если он:
- в раннем возрасте не реагирует на звуки. Плохо, если кроху не пугают громкие звуки (например, хлопок) или он не реагирует на голос матери;
- отстаёт в речевом развитии. К году ребёнок должен произносить первые слова, к двум годам должна появиться фразовая речь;
- плохо понимает речь взрослых. Например, его просят принести паровоз, а он несёт мишку;
- часто переспрашивает (особенно при разговоре по телефону);
- прибавляет громкость при просмотре телевизора;
- часто жалуется на боль или заложенность в ухе;
- стал плохо успевать в школе, начались проблемы с поведением.
Во всех этих случаях надо показать ребёнка лор-врачу или аудиологу в ближайшем медицинском центре.
Слух у детей до 5 лет проверяют с помощью:
- отоакустической эмиссии (ОАЭ-тест);
- проверки стволомозговых слуховых вызванных потенциалов (КСВП);
- поведенческой аудиометрии (ВОА).
У детей старше 5 лет слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии.
Все эти методы безопасны и безболезненны.
В чём причина?
После обнаружения потери слуха важно выяснить причину произошедшего. Это может быть из-за банальных серных пробок в ушах. Лор-врач избавит от такой тугоухости за одно посещение, просто промыв уши под напором воды. К сожалению, другие причины устранить не так легко, но возможно.
Самыми частыми причинами потери слуха и развития глухоты и тугоухости являются:
- генетические нарушения или проблемы при вынашивании. В 17% нарушения слуха у детей возникают в результате осложнений при беременности и родах;
- хронические инфекции уха (отит среднего уха). Они составляют 31% случаев причин ухудшения слуха. Поэтому так важно лечить их своевременно и правильно;
- осложнения после ряда инфекций, таких, как корь, краснуха, свинка, менингит;
- воздействие некоторых лекарств (производные хины, диуретики, а также антибиотики, особенно аминогликозиды, – ототоксичные, поэтому их надо принимать под прикрытием других препаратов);
- повышенный уровень шума. 80 децибел – предельный уровень шума. Всё, что выше, уже опасно. По данным ВОЗ, 1,1 млрд молодых людей подвержены риску потери слуха из-за превышения уровня громкости или длительности прослушивания. Особенно вредно, когда к высокой громкости добавляется вибрация, именно поэтому прослушивание музыки в метро или в другом транспорте крайне нежелательно. Также лучше заменить наушники-затычки на те, что держатся на голове.
Покидая страну глухих
Если нарушение слуха вызвала ушная инфекция, помогут лекарства или операция. Если же дело в генетике и других серьёзных причинах, понадобятся кохлеарная имплантация и слуховые аппараты, а также реабилитация (в том числе обучение жестовому языку).
Ещё несколько лет назад такая реабилитация была недостаточно эффективна. Даже в результате долгих и упорных тренировок перед зеркалом далеко не всякий ребёнок овладевал устной речью (а лишь 20–25%). Сейчас, благодаря применению различных технологий, говорить могут уже 80% прооперированных пациентов. После кохлеарной имплантации речь восстанавливается за год.
Сегодня по России всем новорождённым в роддомах делают аудиальный скрининг. В результате этого нововведения средний возраст малышей, которым была проведена кохлеарная имплантация, снизился с 3,4 до 1,3 года. А это очень важно, потому что результаты такой операции тем выше, чем раньше она была сделана. В идеале такую имплантацию нужно провести не позднее полугода жизни. Так, по статистике, среди прооперированных в возрасте 1 года детей в общеобразовательную школу смогли пойти 60%, а среди тех, кому её успели сделать в 6 месяцев, в обычную школу пошли 80%.
Поэтому главное – не упустить время. Успев диагностировать потерю слуха не позднее чем через 3 месяца от рождения и начав реабилитацию, когда малышу исполнится полгода, можно добиться того, что развитие такого ребёнка не будет ничем отличаться от развития его сверстников с нормальным слухом.
Важно
Если ребёнок плохо слышит, важно при общении с ним:
- увеличивать не громкость голоса, а чёткость речи. А вот темп произнесения слов лучше замедлить;
- повернуться лицом и разговаривать в хорошо освещённом месте, чтобы были видны губы и выражение лица говорящего;
- снизить уровень фонового шума (перейти в более тихое место);
- изучить язык жестов, если это необходимо;
- не скрывать дефект слуха у ребёнка от его сверстников и учителей. Родители должны научить самого ребёнка не стесняться этой особенности.
Кстати
Кохлеарная имплантация – это операция на структурах внутреннего уха. Имплант состоит из двух частей: внутренней (электрода, который располагается в ухе пациента) и внешней (речевого процессора). Эти устройства соединяются друг с другом посредством двух магнитов, внешняя часть устройства фиксируется на голове человека. Речевой процессор направляет специальный сигнал на внутреннюю часть системы. Она раскладывает звук на частоты и отправляет сигнал на чип, который стимулирует слуховой нерв и обеспечивает ощущение звука.