Через силу. Психолог рассказала о вреде дополнительных занятий для детей

Драмкружок, кружок по фото... Многие родители уверены, что залог правильного воспитания ребенка — в его разнообразной занятости после уроков. В погоне за «гармоничным взрослением» детей водят в музыкальную школу, спортивную секцию, на курсы иностранных языков или занятия для «юных гениев». Но со временем внешкольная деятельность становится поводом для постоянных семейных ссор — чадо отказывается идти на тренировку или репетицию, мама расстраивается, что зря потратила столько усилий и денег, а дома каждый раз возникает скандал. 

   
   

Aif.ru решил разобраться: как стоит решать такие конфликты.

Зачем нам всем это надо?

«Если вы сталкиваетесь с сопротивлением в отношении дополнительных занятий, прежде всего важно понять — к какой цели вы идете вместе с ребенком и насколько она понятна и ценна для самого ребенка, — поясняет психолог Ольга Злобина. — Если дочь мечтает красиво танцевать и выступать на сцене, вы сможете донести до нее ценность рутинных тренировок и то, зачем она в выходной идет на занятие вместо отдыха. А вот в том случае, если у ребенка собственной цели нет, вы будете каждый раз расходовать уйму нервных клеток на доставку недовольного чада в танцкласс», — говорит эксперт. 

Между строгостью и свободой

При этом полностью отменять любые дополнительные занятия — не стоит, считает психолог. Другое дело, что между непреклонностью и предоставлением свободы выбора необходимо соблюдать баланс. «Если передавить — дети взбунтуются или, напротив, так и не научатся отстаивать себя. Если дать чересчур много свободы — спровоцируем тревогу и тенденцию искать авторитеты за пределами семьи (что не всегда безопасно)», — поясняет Ольга Злобина. 

При это важно помнить: ни один канал развития не будет работать «из-под палки». Поскольку в условиях стресса ребенок не развивается: если какое-то занятие вызывает много напряжения — впрок оно не пойдет, уверена эксперт.

Успеть наиграться

Не более четырех в неделю — такое оптимальное количество занятий для детей до 7-8 лет, объясняет психолог. «Кружок или секция всегда предполагают обучение, а для дошкольника это пока что сложная деятельность. Им важно играть. Но не путайте свободную игру с обучением в игровой форме! Этим завлекают родителей на различные детские курсы. Все это тоже занятия, а не игра, дети от них устают», — говорит Злобина. 

По словам психолога, для ребенка любого возраста должны быть выходные: для подростков хотя бы один день в неделю, для дошкольников и младших школьников — два дня, поскольку для них очень важно иметь время на свободную игру. 

   
   

«Иначе дети все равно возьмут свое и после семи лет заявят: „Учился я уже достаточно, теперь буду играть“. Среди моих клиентов такие ситуации — не редкость», — объясняет психолог.

Как понять, что ребенок перегружен?

В любом возрасте необходимо смотреть на признаки утомления: если ребенок плохо спит и с трудом просыпается, после занятий дома ведет себя нетипично: «стоит на голове», лежит пластом, стал часто плакать или проявлять агрессию — пора снизить нагрузку, считает эксперт. 

При этом важно помнить: у каждого возраста своя продолжительность занятий: для дошкольников — не более 30 минут подряд. У младших школьников — 40-45 минут непрерывного обучения, а у подростков уже — 60 минут, объясняет психолог.

С подростками все иначе

Если даже детям младшего школьного возраста достаточно любви родителей и детской площадки, то подростков желательно водить в кружки, поясняет психолог. 

«Тогда у них появится еще один значимый взрослый, а это хорошая опора в период, когда отношения с родителями обостряются. Там же они учатся взаимодействию с коллективом, сотрудничеству, совместному решению проблем. Находят новых друзей. Больше узнают про себя и свои качества. Другими словами, именно в подростковом возрасте кружки и секции — это хороший вариант времяпровождения, но выходные от них тоже должны быть», — поясняет эксперт.

Как правильно выбрать занятия?

При этом психолог уверена: «золотого стандарта» в выборе кружков — нет. Главное, чтобы занятия нравились и доставляли ребенку радость. Важно также показать, что ребенок сам может выбирать кружок, а также, что родитель готов его поддержать. 

«Иногда бесконечное обсуждение и поиск компромиссов могут изматывать, но это огромный вклад в доверительные отношения. Поверьте, когда ваш малыш станет подростком, вы порадуетесь тому, что 10 лет назад не злоупотребляли словами „потому что я так сказала, и все!“. Доверие и родительский авторитет формируются на фундаменте уважения к потребностям ребенка», — заключает эксперт.