Рождение детей — важный фактор в развитии как одной конкретной семьи, так и государства в целом. Традиционно считается, что для рождения большего количества детей необходим целый комплекс факторов.
Когда весной этого года возникла ситуация, которая спровоцировала пребывание на одной жилплощади в постоянном режиме семейных пар, многие заговорили о том, что можно ждать беби-бума по итогу. Казалось, что как раз партнеры, оставшись без постоянной занятости в некоем подобии отпуска, найдут чем себя занять.
Сегодня вопросу о том, будет ли в стране беби-бум по итогам прошедшей изоляции и карантинных мероприятий, посвящено немало исследований и статей. Так, данный вопрос взволновал многих иностранных исследователей, которые даже собрали предположения зарубежных СМИ и различных специалистов на тему возможного увеличения количества детей в мире.
Данные исследовательских материалов
В издании «Индианаполис Стар» опросили экспертов Университета Индианы и Школы общественного здоровья на тему потенциальной рождаемости и ее увеличения после карантинных мероприятий. Эксперты отметили масштабность события. Как правило, какие-то катаклизмы затрагивают лишь определенные небольшие области. Кроме того, негативные сценарии могут продолжаться несколько часов, максимум дней. А вот настигшая нас пандемия коронавируса растянулась на несколько месяцев, да еще и грозит отдаленными последствиями: разговоры про вторую волну в мире ведутся давно и устойчиво. «Это действительно ситуация, которая случается раз в столетие. Она не похожа на то, чтобы быть дома всего на несколько дней из-за отключения электроэнергии», — цитирует издание руководителя исследования сексуального поведения в Университете Индианы, профессора Школы общественного здоровья Дебби Гербеник.
Исследование как раз и направлено на изучение того, как COVID-19 влияет на секс и роды. «У нас уже было несколько тысяч человек, принявших участие в опросе, поэтому у нас была возможность получить хорошее представление о том, что происходит и как эта ситуация влияет на разных людей», — отметила профессор. В ходе исследовательской работы опирались и на данные более ранних работ. Так, в 2008 году было проведено исследование, которое определило, как сказывается уровень опасности на интимной жизни людей. Так, согласно его данным, пары, изолированные во время ураганов средней и малой мощности, рожали много детей. При этом рождаемость в период крупных и мощных ураганов снижалась. Но все равно это несравнимо по масштабам с коронавирусом. «В то время как ураганы — это ограниченные по времени события, локализованные в определенных областях, коронавирус — проблема всего мира. Мы просто не знаем, как будем бороться с его последствиями», — сказали в Институте Кинси.
Доктор Хелен Берни, директор отдела сексуальной и репродуктивной медицины и доцент кафедры урологии IU, отмечает, что «положительным моментом в этом является то, что супруги и семьи имеют возможность проводить вместе больше времени, которого они в противном случае не имели бы, общаться, предлагать поддержку и помнить о самом важном». Но при этом исследователи отмечают, что в отношении потенциального беби-бума нет твердой уверенности, ведь в мире отмечалась широкая распространенность потери работы и доходов. Была проведена параллель со временем Великой рецессии, когда рождаемость показала спад. Профессор Гербеник отмечает, что даже в спокойные времена любовь и секс могут быть сложными для пар. А в период экономических трудностей тем более: пары начинают использовать средства предохранения, а то и вовсе воздерживаться от интима.
Исследователи из Института Кинси провели опросы. Первая волна сбора данных была в марте 2020 года. На нее откликнулись более 3000 участников. Также планировалось провести еще две волны опросов: в апреле и мае. Но уже даже в рамках первой волны участники опросов в 50% случаев показали, что их сексуальная жизнь ухудшилась и они менее активны.
Российский вопрос
В России специалисты также не особо оптимистичны в отношении потенциального беби-бума на фоне карантинных мероприятий.
«Беби-бума не будет. Сейчас образовалась ситуация, которую можно назвать постпандемической эрой тревожных расстройств. Люди настолько тревожны на фоне происходящего, что, во-первых, ухудшились сексуальные отношения между ними, снизились романтические отношения, во-вторых, произошли существенные изменения в психическом здоровье.
Сейчас отмечается синдром информационного истощения. На людей давят внешние источники информации, они постоянно получают огромный массив информации в отношении происходящего, на фоне этого у них формируются тревожные барьеры. Вроде бы у людей и возможности есть, и желания, но они тревожатся. Тем более что никогда такой ситуации не было. Сейчас у людей мысли заняты другим: они подсознательно продолжают ждать каких-то катаклизмов.
В результате физиологически все работает, а вот психологически не доходит. Люди сейчас как бы в голове своей обитают, я называю этот феномен принципом автопилота. Им сейчас не до детей, они сейчас крутят в голове: а как деньги, а чего ожидать, а что если... Когда человек живет в голове, он не видит ни желаний собственных, ничего.
Также наше общество свой комфорт сейчас нередко ставит выше всего, и терять его людям не хочется. У них страхи: а как я сейчас рожу, а кто мне поможет... Так формируются тревожные настроения. И женщины часто говорят на приемах, что, может, и родили бы сейчас, но получают негативные известия и пребывают в состоянии напряжения, в результате чего у них постоянно проявляются гормоны стресса. И, когда у женщины появляется какая-то психологическая уязвимость, она не может позволить себе беременность. Обитание в информационном потоке очень сильно влияет. За рубежом синдром информационного истощения стал целым психическим расстройством. И он виноват в том, что беби-бума после пандемии мы не ждем», — говорит кандидат психологических наук, доцент, клинический психолог высшей категории, сомнолог Алексей Мелехин.