7 велосипедных «нельзя». Как выбирать и использовать двухколёсный транспорт

До покупки:

Нельзя покупать двухколёсный транспорт на вырост. Ребёнок будет с трудом дотягиваться до педалей ногами, а руками — до тормозов. Он не сможет стартовать сам из-за слишком высокого положения сидения. Переносить тяжёлого железного коня по ступенькам лестницы ему тоже будет не по силам. Словам, одни проблемы из-за желания сэкономить, купив впрок, как туфли на пять размеров больше.

   
   

Нельзя приобретать велосипед не «померив». Есть множество интернет-магазинов, которые предлагают «за глаза» технику любых размеров и разновидностей. Мол, скажите, сколько ребёнку лет, — и мы поможем выбрать, и не ошибётесь. Ещё как ошибётесь (у всех разный вес, длина рук и ног, даже форма сидения может не подойти). Ребёнок должен сам опробовать железного коня. Его ноги полностью выпрямляются в коленках, когда он крутит педали? Руки спокойно держат руль, а указательные пальцы уверенно захватывают тормозные рычаги? Когда чадо стоит, от его паха до рамы не менее 10 см? Тогда берите транспорт.

Таблица соответствия роста и возраста (важно учитывать именно два параметра) и диаметра колёс

Рост (см) Примерный возраст (лет) Диаметр колёс (дюймы)
75–95 1–3 До 12
95–101 3–4 12
101–115 4–6 16
115–128 6–9 20
128–155 9–13 24

Нельзя покупать велик по принципу «самый дешёвый» или приобретать вариант без документов. То, чем торгуют на развалах около магазинов детских товаров и на рынках, может прослужить пару месяцев и сломаться. Лучше всего идти в профильный магазин, где большой выбор именно детских велосипедов. И где вам подберёт наилучший вариант консультант, понимающий в двухколёсном транспорте (в универсальных магазинах детских товаров продавцы и работники в зале обычно знают о велосипедах не больше вашего).

Подержанные товары таят в себе другую опасность. Непонятно, есть ли у них скрытые дефекты (например, после аварии), и если треснет рама, перестанут работать тормоза или отвалится руль, вы не сможете вернуть покупку прежнему владельцу (в отличие от магазинной покупки). Внимание — на сайтах бесплатных объявлений полно ворованного двухколёсного транспорта. Их отличительная черта — отсутствие документов.

После покупки:

Нельзя оставлять велосипед «без охраны» в парках, на детских площадках, около магазинов. Оглянуться не успеете — его уведут. Чтобы не остаться с носом, всегда возите с собой велозамок. И пристёгивайте им свою покупку, даже если вам нужно с ребёнком отлучиться буквально на 5 минут. Кстати, из-за бешеной популярности велосипедов у московских воров не стоит покупать своему чаду дорогой транспорт. Такой «спортинвентарь» имеет смысл приобретать, если он нужен для тренировок, после которых вы будете каждый раз заносить его в квартиру. Транспорт, припаркованный снаружи квартиры, крадут сегодня со скоростью звука. Старые и новые. Со спущенными колёсами и грязные по самый руль (дешёвые велосипеды воруют под девизом «ну кто пойдёт в полицию писать заявление о краже из-за 2–3 тыс. рублей»). Если в квартире негде держать велосипед, пристёгивайте его хорошим велозамком к батарее отопления, ограждению лестницы, и желательно уносить домой сидение или одно колесо. «Некомплект» утаскивают намного реже.

Нельзя бросать велик на песок или грязь. Для детей это — просто средство передвижения. Поэтому приехав на пляж или добравшись до песочницы, они не моргнув глазом валят велосипед набок. А вы потом отдадите в веломастерской 500–1000 руб. за то, чтобы вычистить весь песок из цепи и других труднодоступных мест.

Нельзя самостоятельно проводить техобслуживание (если вы не умеете этого делать). Освобождать двухколёсный транспорт от грязи нужно после каждой поездки в дождливую погоду. В сухую погоду — по мере загрязнения. Но не стоит чистить раму железной щёткой или ножом (так часто делают, чтобы «отковырять грязь»). Так вы сдерёте краску, и в этом месте велосипед начнёт ржаветь. Смазывать цепь маслом надо регулярно, главное — не переборщить. Ну а разбирать велосипед стоит только тем, кто уверен, что может собрать его обратно «без лишних деталей».

   
   

Если для вас эти манипуляции сродни хирургической операции, лучше в начале сезона отвезти транспорт в веломастерскую (чтобы его проверили на готовность) и получить там советы по повседневному уходу именно для вашей модели. А перед «консервацией» на зиму опять посетить мастерскую, чтобы технику почистили и смазали.

Нельзя позволять ребёнку ехать на велосипеде при переходе по зебре. Запомните: вы с ребёнком идёте по зебре, значит, нужно катить транспорт, держа его за руль. Так у вас больше шансов спастись от колёс машины, если какой-нибудь лихач не разбирает знаков или не видит светофора. На самом деле ребёнок должен хорошо знать правила передвижения на велосипеде. Возьмите ППД и сходите с утра пораньше на спортплощадку у ближайшей школы. Потренируйтесь, доведите до автоматизма правильную остановку, поворот, сигналы другим участникам движения.

Если ребёнок маленький и вы будете отпускать его ездить только по тротуару, пешеходным и велодорожкам, он всё равно должен знать, что на таких территориях пешеход главнее велосипедиста.

И напоследок: ездить по проезжей части (а именно — по её правому краю) разрешается только тем, кому исполнилось 14 лет. Ехать двум велосипедистам рядом — нельзя, только друг за другом! И хотя в ПДД нет требования о шлеме, купите своим детям велосипедные шлемы. Не будьте легкомысленны.