Обстановка, при которой ребенок занимается дома, существенно отличается от школьной. Можно в любое время встать и подвигаться, мама двоек не ставит, за подглядывание в учебник никто не наказывает. Это рождает атмосферу свободы, которая, с одной стороны, развивает интерес к знаниям, а с другой – чревата безответственностью.
Как сделать время работы над уроками плодотворным?
В младшей школе
1. Ребенок должен знать, что каждый день, вернувшись домой, он после небольшого отдыха (час-полтора) сядет за уроки. К этому времени он уже успеет отдохнуть от школьных занятий, но еще не устанет и не перевозбудится от развлечений и игр. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами – ходит в музыкальную школу или на рисование, например, можно сесть за приготовление уроков и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, которые учатся во вторую смену, лучше всего делать уроки утром.
Адаптация первоклассника к школе может занимать полгода. Все это время родителям надо помогать малышам придерживаться нового режима.
2. Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм работы. Например, после 25 минут занятий младшекласснику следует сделать перерыв на 5–10 минут.
3. Ко второму классу ребенок должен научиться распределять свое время. Родителям нужно только откликаться на призыв о помощи. Беритесь помогать, когда ребенок сам об этом просит, иначе он будет считать, что мама за него все доделает.
4. Четко расставьте приоритеты: главное сейчас – это учеба. Не отвлекайте ребенка в момент выполнения уроков. Прибраться в комнате, вынести мусор можно и вечером.
В средней и старшей школе
Ученики средних классов уже должны уметь планировать время, помнить, сколько им задали на дом и к какому сроку. Но не все справляются с домашними занятиями. Почему?
Ребенок долго копается с уроками, часто отвлекается.
Может, он не «тянет» объем нагрузки? Сейчас даже в «обычной» школе много задают на дом, так что не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями. Часто под предлогом «надо» родители водят свое чадо и на шахматы, и на рисование, и на курсы иностранного языка. Хотя это надо родителям, ребенок там не отдыхает, а продолжает нести повинность, как в школе. Отдых должен представлять собой то, что нравится ребенку, а не родителям.
Не стоит ограничивать время домашней работы, например, предупреждать, что через полчаса вы заберете тетрадь. Лучше научите ребенка ставить реально достижимые цели.
Может, ребенок таким образом пытается привлечь ваше внимание?
Не стоит постоянно его ругать, это будет лишь подкреплять плохое поведение, особенно если вы уделяете ребенку внимание только тогда, когда он провинился. Хвалите его чаще, и ваш ученик будет более охотно все делать сам.
Может, он сознательно не торопится делать уроки, так как знает, что, в конце концов, вы сядете рядом с ним?
Никогда не выполняйте его работу, а только объясняйте, как ее сделать, и то, если он попросит об этом вас сам. Объяснять – не значит решать, это всего лишь показать направление размышлений или пояснить задание.
Ребенок делает уроки быстро, но небрежно.
Выясните причину. Чаще всего дети стремятся поскорее «разделаться» с занятиями и пойти погулять. В этой ситуации придется какое-то время методично проверять качество домашней работы. Только не стоит ориентировать ребенка на оценки, иначе он может решить, что важны именно они, а не сами знания.
Не надо наказывать ребенка за плохое выполнение работы, лучше расспросите, из-за чего это произошло.
Ребенок должен понимать, что только после того, как уроки закончены, он может заняться тем, что ему нравится.
Ребенок боится получить «двойку».
Важнее прививать любовь к знаниям, а не к хорошим оценкам. И нужно говорить и делать все, чтобы ребенок понимал, его будут любить, несмотря ни на плохие оценки, ни на жалобы учителей. Тогда и он будет стараться, ведь огорчать того, кто тебя любит, никому не хочется.