Расшевелить мямлика: что делать с пассивным ребенком

Наш эксперт – психоаналитик, арт-терапевт Анна Арутюнян.    
   

Как во сне

Вялых, заторможенных детей видно уже в младенчестве: пососав грудь, они сразу же засыпают, даже плачут как бы нехотя. Более старшего ребенка трудно чем-то заинтересовать и побудить что-то сделать. Про такого говорят: «Будто спит на ходу».

Пассивные дети и внешне отличаются от сверстников: они часто страдают от избыточного веса, и даже у мальчиков распределение жировой прослойки идет по женскому типу: полные бедра, широкий таз и узкие плечи. Такие дети неловкие, плохо координированные. На вопросы отвечают односложно. Избегают игр со сверстниками, причем часто вынужденно: из-за своей малоподвижности и скованности им попросту не угнаться за активными детьми.

Зато они – отрада педагога и мечта любой работающей мамы: на уроке сидят, не шелохнувшись, преданно глядя в глаза учителю, а дома, послушно съев обед, тихонечко играют.

Конечно, в такой пассивности есть и генетическая предрасположенность, но в то же время можно сказать, что семена легли в благодатную почву.

Быть троечником проще

Пассивности ребенка есть объяснение: оно обусловлено некоторой слабостью нервной системы, так же, как и у гиперактивных детей. Только у сверхподвижных страдают процессы торможения, а у пассивных – процессы возбуждения. Но и в том, и в другом случае нервная система быстро истощается.

   
   

Побуждать ребенка к активности надо как можно раньше – как только вы заметили его излишнюю инертность. У вас впереди еще есть время. Правда, психологи говорят, что в 10–12 лет может наступить так называемая самостимуляция, и ребенок, осознав, как ему комфортнее, будет упорно отстаивать свой вариант поведения. Ему проще быть тихим троечником, у него нет стремления к победе, к успеху, он избегает ответственности любой ценой.

Пять запретов для родителей

Что с такими детьми делать не надо:

  • Нельзя заставлять их сразу после школы выполнять домашние задания. Сделайте перерыв на 3–4 часа. Лучше всего, чтобы ребенок провел это время на свежем воздухе и в движении. Если он захочет немного поспать, разрешите ему.
  • Не заставляйте малыша снова и снова переделывать письменные задания, если он не смог выполнить их аккуратно. Ребенок устанет, нервно истощится и в результате будет негативно относиться к учебе в целом.
  • Не стоит оставлять ребенка без родительского надзора во время выполнения любой домашней работы. «Спящая красавица» может сидеть за письменным столом или мыть посуду часами, но безрезультатно. Вам надо спокойно, но настойчиво направлять усилия ребенка на выполнение порученных заданий.
  • Не заставляйте ребенка участвовать в активных командных играх, таких как футбол, например. Он не сможет угнаться за мячом или шайбой из-за своей медлительности, а его сверстников это будет раздражать. В результате обиженными окажутся обе стороны.
  • Не высмеивайте и не наказывайте «черепашку» за медлительность. Не ставьте ему в пример более активных сверстников, иначе ребенок замкнется в себе, а доверие к вам как к родителям исчезнет. Доброжелательность и терпение быстрее помогут ребенку адаптироваться.

Группа поддержки

Для медлительных детей очень важны паузы во время выполнения домашнего задания. Причем чем сложнее предмет, тем чаще должны быть эти паузы. Например, во время решения задач по математике рекомендуется прерываться через каждые 5–7 минут, а при чтении – каждые 20 минут.

Старайтесь вовлекать пассивных детей в подвижные игры, требующие самостоятельных решений. Полезны для них и игры, где чередуются «тихие» и «активные» моменты, например, игра «Море волнуется», когда детям предлагается то замереть в определенной позе, то опять активно двигаться.

Психологи советуют увлечь вялых детей спортом. Но, так как им не по силам командные, групповые занятия (такие дети не успевают за сверстниками), с «мямликами» придется поначалу заниматься индивидуально. Старайтесь играть с ними, подстраиваясь под их темп, и мотивировать «мямликов», например: «Если сейчас побегаем, вечером вместе пойдем в кино».

Часто пассивные дети страдают нарушениями речи. Про них говорят: «Каша во рту». Если это ваш случай, проконсультируйте ребенка у логопеда. С диагнозом «дизартрия» (грубые нарушения в произношении звуков) придется походить в логопедическую группу. Как правило, такие нарушения речи корректируются.

Вполне возможно, что какой-то предмет в школе дается малышу легче других. Обратите на это внимание и постарайтесь увлечь ребенка этим предметом. Помогут и дополнительные занятия в кружке (тем более что пассивные дети изначально усидчивые), и правильная мотивация. Успех принесет ребенку уверенность в себе и, кроме того, поможет определиться с будущей профессией.

Читайте в соцсетях!