«Вхождение в школьную жизнь». Как настроить ребенка на учебу?

На эти и другие вопросы отвечает почетный работник общего образования, учитель высшей категории, лауреат премии «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования Ольга Холодова.    
   

«АиФ»: - Многие мамы заранее нанимают учителей для подготовки ребенка к школе. Правда ли это? И как вы считаете, правильно ли это? Как вообще выбрать школу и записаться в нее?

Ольга Холодова: - Сейчас запись в школу происходит в режиме электронной регистрации, поэтому никаких вступительных экзаменов и тестов нет. Первые 10 дней в школе – это адаптационный период «вхождение в школьную жизнь». В это время за детьми наблюдает учитель, психолог. Проводится психолого-педагогическая диагностика. Занимаясь с ребенком перед поступлением в первый класс, надо придерживаться основных принципов обучения.

Стоит двигаться от простого к сложному, новые знания базируются только на хорошо усвоенных старых, особое внимание уделять не овладению специальными знаниями и умениями, а развивать различные виды памяти, внимание, мышление. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что каждый раз он «научается» чему-то новому. Заниматься лучше всего по специальным пособиям из серий «За три месяца до школы», «Развитие познавательных способностей», «Готовлюсь к школе».

«АиФ»: - Какой минимум знаний должен быть у первоклашки? Лучше отдавать ребенка в 6 лет или в 7 лет?

О.Х.: - В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября уже исполнилось 6,5 лет, но не старше 7,5 лет. Дети, которым на первое сентября менее чем 6,5 лет могут быть зачислены в школу только с разрешения окружного управления образования. Существует такой термин «школьная зрелость». Школьная зрелость определяется как такое состояние психики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным, социальным и физическим характеристикам способен не только успешно осваивать школьную программу, но и справляться с новым для себя режимом, спокойно и уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, а также поддерживать соответствующие отношения с окружающими. Для успешного обучения в школе ребенок должен обладать интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Сочетание этих трех компонентов обеспечивает успех адаптации ребенка к условиям школьного обучения.

   
   

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: способность управлять своими действиями и регулировать их, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно-следственные связи между ними, развитое логическое запоминание, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Эмоциональная зрелость характеризуется определенным уровнем эмоциональной устойчивости, низким уровнем импульсивных реакций, развитием учебной мотивации. Эмоционально зрелый ребенок способен управлять своими эмоциями, он не бросается в истерику, если чем-то расстроен или недоволен, его настроение достаточно устойчиво и стабильно, он способен скрывать свое недовольство и разочарование.

Социальная, или коммуникативная, зрелость – это, прежде всего, сформированность у ребенка потребности общаться с другими детьми и подчиняться обычаям и интересам детских групп, способность принимать на себя и выполнять роль школьника. Социально зрелый ребенок понимает и принимает правила школьной жизни, знает, как вести себя в школе, он способен подчиняться требованиям сложившейся ситуации.

Он принимает правила: не стремится продолжать игру, когда надо садиться за парту, и не продолжает бегать и резвиться, когда прозвенел звонок на урок.

Поэтому, прежде чем записывать ребенка в школу надо определить, готов ли он обучаться! А какие специальные знания и умения должны быть у ребенка этого возраста можно узнать, прочитав учебные пособия из серии «За три месяца до школы».

Смотрите также: