Реакция эмансипации
Проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших – родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Ее проявления весьма разнообразны и ощущаются в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, быть самостоятельным.
Реакция группирования со сверстниками
Маленькие дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают их ровесникам. Подросткам же, наоборот, свойственно почти инстинктивно группироваться со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных геймеров, готов и т. д.
Хобби-реакция
Если не у всех взрослых есть какое-то хобби, то для подростка увлечения крайне важны. Подростковый возраст без них подобен детству без игрушек.
Исходя из побудительных мотивов выделяют следующие типы увлечений:
- Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу (музыке, рисованию, компьютеру, истории или к разведению цветов, певчих птиц и т. д.). К этой же группе относятся любители постоянно что-то изобретать или конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенно старших, кажутся ненужными и странными. Однако для самого подростка они чрезвычайно интересны и важны. Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела и почти все время отдают любимому занятию.
- Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо искусные навыки. Сюда относятся занятия различными видами спорта, а также стремление научиться что-то мастерить своими руками (вышивать, вязать), водить машину или мотоцикл.
- Эгоцентрические увлечения – всякого рода занятия, которые позволяют оказаться в центре внимания людей. Чаще всего это увлечение танцами, пением, особенно – участие в любительских эстрадных коллективах, иногда спортивные соревнования – все, что дает возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда же можно отнести увлечение экстравагантной одеждой, привлекающей всеобщие взоры.
- Азартные увлечения – картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, спортлото и т. п. Виды увлечений могут меняться, но каждое из них питается азартом.
- Информативно-коммуникативные увлечения проявляются жаждой получения новой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться. Многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, отправление огромного количества SМS- и e‑mail-сообщений, многие часы перед телевизором или бесконечные компьютерные игры – вот содержание этого рода увлечений.
Реакция оппозиции
Может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованиями отлично учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях (музыке и т. п.). Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения внимания со стороны матери или других близких. У подростка ту же реакцию может вызвать появление в семье отчима или мачехи. Ребенок разными способами пытается или вернуть прежнее внимание к себе (например, представляясь больным), или досадить «сопернику», избавиться от того, на кого переключилось внимание близких.
Проявления этой реакции весьма разнообразны – от прогулов и побегов из дому до краж и попыток самоубийства, чаще всего несерьезных и демонстративных. При этом и прогулы и побеги имеют целью либо избавиться от трудностей, либо привлечь к себе внимание. Чтобы вернуть утраченное внимание подростки используют нарочитое бравирование алкоголизацией, вызывающе ведут себя в общественных местах и т. п. Все эти поступки как бы говорят родным: «Обратите на меня внимание! Избавьте меня от выпавших на мою долю трудностей – иначе я пропаду!»
Реакция имитации
Важно | |
---|---|
Все перечисленные специфически-подростковые реакции – варианты поведения в норме. Но они могут представлять собой и патологические нарушения поведения. В том случае, если к ним присоединяются невротические расстройства (страхи, тревога, нарушения сна и др.), а также если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию. |
Сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. Дети чаще всего подражают родным или старшим людям из ближайшего окружения, позднее – героям книг и кино. Подростки чаще имитируют поведение ярких товарищей или кумиров молодежи. Пример для подражания обычно диктуется той группой сверстников, к которой принадлежит тинейджер.
Реакция компенсации
Это желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик, предмет насмешек на уроках физкультуры, не способный постоять за себя в драке, компенсирует себя отличными успехами в учебе и поражает энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей. В итоге они вынуждены признать его определенный авторитет. И наоборот, трудности в учебе могут компенсироваться безрассудно «смелым» поведением, предводительством в озорстве, т.е. стать причиной нарушений поведения.
Реакция гиперкомпенсации
Подросток настойчиво и упорно добивается результатов именно в той области, где оказывается слабым. Присущая с детства робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть его на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые со стороны иногда кажутся банальным нарушением поведения.
Смотрите также:
- Сила мысли: Как настроить себя на долгую жизнь и научиться управлять толпой? →
- Как стать толстокожим? Избавляемся от ранимости и неуверенности в себе →
- Шаг в пустоту. Почему подростки совершают самоубийства? →