Как воспитать гения, или Чем опасно раннее развитие детей

Зерно истины в методиках раннего развития, безусловно, присутствует - основы интеллекта закладываются в ранние годы.

   
   

- К трём годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к семи годам - на 90%, - рассказывает Евгений Мухин, д. м.н., профессор Научного центра неврологии РАМН. - После этого врождённые способности, не получив необходимой подпитки и должного импульса, «засыпают».

                                                               
Расписание уроков

6 месяцев - пора читать книжки с яркими картинками. Подойдут яркие игрушки разных цветов, фактуры и звучания.

1 год - с ребёнком нужно как можно больше разговаривать.

2 года - активное формирование речи, поэтому необходимы выходы «в свет» и знакомство с другими детьми. Рекомендуются лепка и рисование.

3 года - расширение словарного запаса и работа над правильностью произношения. Пора на групповые развивающие занятия - рисование, лепку, ритмику.

4 года - лучший возраст для начала изучения иностранных языков - знакомства со словами и буквами. Рекомендуются занятия на развитие мелкой моторики - например, собирать конструктор или мозаику.

5 лет - начало обучения чтению и самообслуживанию. Время играть в ролевые игры: одеть, обуть «ребёнка» - куклу, сложить и убрать вещи, посуду.

6 лет - занятия арифметикой, иностранными языками,

посещение спортивных секций. Рекомендуется посещение

подготовительных курсов при школах.

Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалистов, приходится на период от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте развивающие занятия с ребёнком приносят наиболее ощутимый результат. Многочисленные наблюдения детей, обучавшихся с «пелёнок», показали, что большинство из них в начальной школе были отличниками. Среди их сверстников, не прошедших «курса», такой успеваемостью мог похвастаться один из десяти.

Однако успешность занятий с малышами зависит от многих факторов. Главный из них - правильная дозировка. Многие честолюбивые родители стремятся «впихнуть» в своего ребёнка максимум знаний. И поначалу это приводит, казалось бы, к блестящим результатам - малыши приветствуют гостей на английском, трогательно декламируют сонеты Шекспира и уверенно считают - кто до ста, кто до тысячи. Но это не говорит о сверхспособностях малыша.

- Запоминание у детей носит механический характер и больше похоже на цирковой номер (как считающие собачки в цирке), чем на обучение, - уверена Марина Степанова, д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. - Вызубренный материал они понять и тем более проанализировать не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница.

Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем - приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, дерматиты, экземы) и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность - большинство маленьких «гениев», так же как и их старших коллег, отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные «продвинутостью» ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.

Проблемы могут возникнуть и в школе, в которой он сразу попадает в положение «выскочки». Оказавшись на голову выше остальных, он будет скучать на уроках, за что его будут недолюбливать и одноклассники, и учителя.

   
   

- Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме - так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ваша цель - не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда он сам захочет узнать о нём как можно больше, - считает М. Степанова.

Самые популярные методики раннего развития

Система Монтессори

Задача методики - создать благоприятные условия для саморазвития ребёнка. Основательница методики Мария Монтессори взяла за основу принцип, когда ребёнок сам знает, в каком направлении «двигаться». Задача педагога или родителя - организация процесса обучения при помощи монтессори-материалов.

Плюс. Огромный выбор материалов, которые дают полное представление о форме, цвете, структуре окружающего мира.

Минус. Нет места ролевым и спонтанным играм. Подходит лишь «вдумчивым» детям, которые способны подолгу изучать один предмет.

Кубики Зайцева

Обучение чтению с 2 лет. Материалы - кубики, таблицы и музыкальные записи, под которые ребёнок пропевает «склады» - части слов.

Плюс. Помогает освоить чтение детям с задержкой психического развития, аутизмом и психоневрологическими проблемами. Пропевание «складов» улучшает качество речи здоровых детей, расширяет их словарный запас.

Минус. Cпециалисты считают, что обучать детей чтению нужно не раньше чем в 5-6 лет. У детей, научившихся читать по Зайцеву, в школе возникают трудности с разбором слова по составу и при фонетическом разборе.

Метод Гленна Домана

Разработана врачом-нейрохирургом для детей с поражениями центральной нервной системы. Основной принцип - стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребёнку предлагаются карточки с изображением предметов разных тематических серий. Их показывают 1-2 секунды. Предполагается, что ребёнок подсознательно запоминает изображение.

Плюс. Идеально подходит для детей с поражениями ЦНС. Помогает заучить большой объём информации.

Минус. Известны случаи, когда большой объём информации приводил к нервным срывам. Карточки с подписями не дают полного представления о всех предметах и явлениях.

Система Никитиных

Набор заданий как спортивных, так и развивающих, расположенных в порядке возрастания сложности. Ни способ, ни порядок решения их объяснять нельзя. Если ребёнок не выполняет задания - нужно подождать, пока он подрастёт.

Плюс. Позволяет рационально организовать время, способствует закаливанию и спортивной подготовке детей.

Читайте также:
Почему дети разговаривают во сне, или Что такое сомнилоквия?
Как подготовить ребенка к детскому саду
Культ еды создают родители: как отучить ребенка «набивать живот»?

Минус. Отсутствует индивидуальный подход, нет упражнений на развитие речи, отсутствуют ролевые игры.

«АиФ» РЕКОМЕНДУЕТ

Заниматься с малышом нужно обязательно, но, чтобы уроки пошли на пользу, придерживайтесь следующих правил.

■ Помните, что развитие должно не опережать, а соответствовать возможностям ребёнка. Лучше придерживайтесь «расписания уроков» (см. инфографику) и не пытайтесь перепрыгивать возрастные «ступеньки».

■ Оптимально начать обучение ребёнка с посещения нев­ролога. Консультация поможет выявить проблемы в развитии и выбрать занятия, которые их скорректируют.

■ Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН считают, что групповые развивающие занятия лучше не начинать раньше 3 лет.

■ Ни в коем случае нельзя пытаться ускорить интеллектуальное развитие за счёт физического и наоборот. Отменять из-за занятий прогулки нельзя ни в коем случае!

■ Любые «уроки» должны проходить в форме игры. Так дети лучше запоминают информацию.

■ Главный критерий успешных занятий - хорошее настроение ребёнка и умение применять полученные знания на практике.

Смотрите также: