Наш эксперт – доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Елена Смирнова.
Первая моя фотография: сижу в окружении игрушек, сама похожая на куклу с кудряшками и огромным бантом. Рядом – традиционный плюшевый медведь, без которого уснуть было просто невозможно, и желтый пластмассовый заяц – неразлучный друг всей дошкольной поры.
Свои детские игрушки я помню наперечет. Может быть, оттого, что их было в десятки раз меньше, чем у моих детей. А может, оттого, что с ними хотелось говорить, у них был свой характер. Да и они, похоже, были мне рады, так как встречали улыбкой, бесхитростным взглядом ясных глаз.
Образец для подражания
Ребенок всегда идентифицирует себя с куклой, в которую играет, ее устами выражает свои чувства и мысли. Но кукла – еще и определенная модель человека, и ее облик накладывает отпечаток на сознание ребенка.
– Посмотрите на эту куклу, – Елена Олеговна Смирнова берет в руки один из самых модных аналогов Барби. – Лицо неприятное, надменное, я бы даже сказала, порочное. Главная идея бренда: «Смотрите, как я хороша». Для девочек, конечно, важно уметь следить за собой, но не стоит это делать смыслом жизни в 5–6 и даже в 8–10 лет.
Вот вроде симпатичная кукла, почти «барышня»: в бальном платье, с высокой прической. А при легком нажатии начинает издавать немыслимые звуки: то ли хрипло квакать, то ли «мама» говорить. Мало того что звуки неприятные, они еще и не соответствуют «взрослому» облику. Закрадываются даже нехорошие мысли о замедленном развитии…
А вот тренажер для макияжа и причесок. Страшненькая пластмассовая женская головка плюс набор «косметики» и парикмахерских приспособлений. Психологи полагают, что в игровых действиях с оторванной от тела головой есть что-то нечеловеческое, противоестественное.
В облике монстра
Психологов тревожит, что кукла все дальше уходит от образа человека: все больше появляется каких-то утрированных человечков, гуманоидов, выползающих из трансформеров существ, отдаленно напоминающих людей. Облик кукол все более расчеловечивается, и дети примеряют на себя образы монстров. Большинство этих чудищ перекочевало с экранов и стало минами замедленного действия. Фильм прошел и забылся, а жутковатые герои остались с нами. Вспомните хотя бы немыслимых покемонов или пустоглазых девочек из Селармуна, на которых были просто помешаны девочки реальные. Теперь все заполнено неэстетичными образами Шрека и подобными модификациями человека.
Не нужно наворотов!
Кстати | |
---|---|
При центре существует музей, где представлены игры и игрушки для детей разных возрастов. В отдельной витрине находятся игрушки, которые педагоги и психологи находят вредными, то есть не подходящими для игры детей. |
Еще одно чудо – ни собака, ни кошка. А ведь ребенок должен получить четкий образ конкретного животного. А этот шедевр – тряпичная коза, которая при малейшем движении начинает петь: «Жил-был у бабушки серенький козлик». Голос громкий и навязчивый… Ребенок не может передать этой игрушке свои собственные слова, мысли – во всех обстоятельствах она поет одну и ту же песню.
Вот, например, длинноногая пластмассовая куколка, модно одетая, с полным набором нарядов и аксессуаров. Психологи считают, что излишняя детализация не дает ребенку создать свой образ, тормозят детскую фантазию, сводит до минимума свободу игры. А механическое одевание-переодевание очень быстро надоедает.
То же касается кукол с определенным выражением лица – кричащим, растерянным, плачущим…
Или возьмем кукол-роботов: не успеешь нажать кнопку, как они начинают ползать, бегать, кричать. Практически жить своей жизнью, в которой ребенку отведена пассивная роль наблюдателя.
Взрослым кажется, чем больше «наворотов» в игрушке, тем лучше. А на самом деле детям нужны игрушки простые, открытые, в которые можно вложить свой образ.
Далеко не все родители всерьез воспринимают тот факт, что игрушки способны навязывать определенный способ действий, и спокойно покупают, например, блестящие наручники с ключами. Сами-то они считают такой подарок шуткой, а вот малыши…
Психологи рекомендуют
Наша справка | |
---|---|
Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек был создан по инициативе Московской городской думы в 2004 году. Тогда депутаты, озабоченные валом третьесортного ширпотреба, хлынувшего на наши прилавки со всего света, обратились к городскому правительству с просьбой организовать процедуру специализированной психолого-педагогической экспертизы. Департамент образования рекомендовал организациям, осуществляющим закупки игрушек для государственных образовательных учреждений, привлекать в качестве экспертов специалистов этого центра. В процессе экспертизы оценивается развивающий потенциал игрушек, их пригодность для разных видов детской игры, возрастная адресованность, а также этические и эстетические качества игрушек. Уже оценено более 500 игровых материалов отечественных и зарубежных производителей, представленных на российском рынке. |
Психологи и педагоги обеспокоены: у детей упал интерес к игре! Они считают, что во многом виноваты как раз такие, в лучшем случае неинтересные, в худшем – просто опасные игрушки.
Между тем игра – это большой умственный и душевный труд, который обучает ставить цели и их добиваться, действовать. Сотрудники центра убеждены: нужно воспитывать родителей, объяснять, что такое детская игра, как она важна для развития ребенка, становления его психики и какими должны быть его игрушки.
Они издают специальные книги для родителей, создали сайт psytoys.ru, планируют проводить экспертизу других видов развивающей продукции для детей: компьютерных игр и литературы для дошкольников.
– Отзывать из торговли неудачные образцы мы не вправе, – говорит профессор Елена Смирнова. – У нас другой путь.
Игрушки, получившие высокие оценки при проведении экспертизы, удостаиваются специального Знака качества «Детские психологи рекомендуют» и подтверждающего сертификата. Этот знак зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Экспертиза проводится на добровольных условиях и бесплатно.
В этом году при поддержке Департамента образования города Москвы состоялась вторая ежегодная церемония вручения Премии «Игрушка года – «Детские психологи рекомендуют» по 10 номинациям. Таким образом, центр помогает производителям игрушек в выпуске нужных и полезных товаров, а родителям дает возможность сориентироваться на рынке и выбрать лучшее для своего ребенка.
Смотрите также:
- Монстр Горыныч. Какие игрушки покупать детям, а от каких лучше отказаться →
- Гробик детям не игрушка! Педагог об экспертизе детских товаров →
- Рейтинг самых полезных игрушек. Выбор психологов →