«Таблетка на болезнь»
Время от времени меня зовут «посмотреть сложный случай», и этот «случай» часто оказывается ловушкой для педиатра: это когда вереница других врачей ставит различные диагнозы и заводит лечение малыша в непроходимые дебри. Это когда все перепуталось, результаты лабораторных анализов противоречат друг другу, состояние ребенка далеко ушло от исходного и бывает уже непонятно – а болен ли он или все, что сейчас с ним происходит, последствие огромного количества проглоченных разнообразных лекарств?
В медицине эта проблема называется «полипрагмазией» (полифармакотерапией). Наш знаменитый физиолог И. П. Павлов еще сто лет назад написал: «… Когда я вижу рецепт, содержащий пропись трех и более лекарств, я думаю: какая темная сила заключена в нем!». Обратите внимание на гениальность этого выражения: сила, но темная.
Не так давно прочитал такие данные по России: соотношение «таблетка на болезнь» у детей до года составляет 1,42, до двух лет – 2,23. При этом дети первого года жизни имеют в среднем 4,3 диагноза, дети до 3 лет – 7 диагнозов, старше 7 лет – 9,8. Получается, что ребенок до года принимает больше пяти препаратов, а дальше их число растет чуть ли не в геометрической прогрессии, исчисляясь уже десятками. А ведь диагнозы детям ставятся, как правило, банальные – ОРЗ, начальная стадия рахита, дисбиоз, молочница, риниты, бронхиты, крапивница…
Однако… «Как это: обслужить больного и не выписать рецепт? – сказала мне на днях коллега. – Да на меня такую жалобу накатают! И еще ославят как равнодушную». И правда – на нее пожалуются, потому что в сознании современных людей понятие «болезнь» неразрывно связана с принятием лекарств.
Типичный случай
Кстати | |
---|---|
Частота необоснованного применения антибиотиков при ОРВИ у детей в мире колеблется от 14% в Канаде до 97% в Китае; во Франции и США она равна 25%. В России – около 60–80%. |
Осматриваю худенькую бледненькую школьницу, перебираю гору медицинских заключений авторитетных специалистов, роюсь в куче лабораторных анализов и запутываюсь: впечатление, что перенесенный девочкой три месяца назад и правильно леченный острый цистит (воспаление внутренней оболочки мочевого пузыря) благополучно закончился, а анализы мочи почему-то имеют отклонения от нормы. Рисую график, получается, что две недели анализы показывают норму, а потом заметно отклоняются от нее. И снова – две недели все нормально, затем – признаки рецидива. Начинаю расспрашивать маму, убеждаюсь, что диета жестко соблюдается (это ОЧЕНЬ важно при лечении цистита), а самочувствие девочки практически всегда одно и то же: вялость, утомляемость, отсутствие аппетита, неустойчивый стул. Ясно, что ее надо отдать под постоянное, на многие годы, наблюдение уролога. Но я – не уролог, иммунолог, поэтому прямо спрашиваю, что родительница требует от меня? Оказывается, она хочет, чтобы я «повысил» у девочки иммунитет.
Опасная мода
Ну, во‑первых, в фармакологии нет средств, «повышающих» иммунитет, есть десяток препаратов с «дразнящими» иммунитет свойствами. Но сейчас такая мода – «повышать» иммунитет, поэтому более 60% детей при острых простудах получают «иммуномодулирующие препараты». Пустышки. А в целом по России их принимают до 30% населения. Хороший бизнес!
Думающий врач знает, что далеко не все симптомы заболеваний надо агрессивно лечить. Некоторые симптомы имеют защитный характер: повышенная температура, кашель с мокротой при бронхите, понос и рвота при кишечных инфекциях. Другие просто безопасны, например, сыпь при некоторых острозаразных «детских» вирусных инфекциях. Профилактика излишнего увлечения лекарствами заключается в применении лишь тех препаратов, эффективность которых доказана, а безопасность для ребенка – достаточно велика. Честные врачи лечат не бумажки с анализами, а больного.
Если существует расхождение между ожидаемым результатом правильного лечения точно диагностированного заболевания и фактами – ищи третью, темную силу. Я ее знаю: это большой пакет лекарств, которые уже выпила девочка. А еще я точно знаю, что минимум треть родителей заболевших детей не понимают и не запоминают объяснений врачей, касающихся названий, режима приема препаратов и задач лечения. Некоторые из них, выслушав врача и вроде бы согласившись с ним, самостоятельно отказываются от назначенного лечения по финансовым (лекарства-то, ух, какие дорогие!) или иным соображениям (нередко потому, что «знают народные средства»). А другие, напротив, дополняют рекомендованное лечение лекарствами, пить которые им посоветовали знакомые, соседи, родственники.
В одном флаконе
Мягким, утешающим тоном говорю мамаше, что со временем, когда организм девочки полностью справится и с перенесенной болезнью, и с неизбежными последствиями выпитых ею лекарств, лабораторные показатели придут в норму. Она задумывается. Спрашиваю:
– Между прочим, чем запиваете лекарства? Соками?!.. Это неправильно, соки активируют в организме систему цитохромов, которые наполовину разрушают большинство таблеточных лекарств. Кстати, и молоком тоже нельзя, молоко тормозит всасывание лекарств. Запивать надо чуть теплой водой. Для детей до 10 лет – по глотку на каждый год жизни.
А когда даете лекарства? Ах, перед едой, чтобы не забыть? Это плохо. Каждое лекарство имеет свое время приема. Всегда смотрите инструкцию, там четко написано, натощак или с едой надо принять эти таблетки. Кстати, чем вы в последние недели лечили ребенка?
И вот тут почти всегда я получаю один и тот же список: очередной раскрученный БАД, какой-либо антибиотик (в Интернете на «мочевом сайте» очень хвалили), при нем и бифидопрепарат (чтобы от сильного антибиотика дисбактериоза не было) и популярный витаминный комплекс (для укрепления организма). – Мне посоветовали, – мямлит мамаша.
Объясняю, что пользы от одновременного приема антибиотиков и бифидумбактерий – доказано! – нет. Что витамины дают ПОСЛЕ завершения воспалительного процесса. Что БАД – в ситуации ее ребенка – бессмыслен, а, возможно, и вреден.
Нестандартное решение
Накладываем на нарисованный мною график периоды приема девочкой антибиотиков и убеждаемся, что «обострения хронического цистита» совпадают с ними. Ничего странного в этом нет – антибиотик раздражает слизистые оболочки кишечника и мочевых путей, витамины и БАД усиливают раздражение, доводя его до воспаления. Диагноз становится понятным, метод врачевания тоже – он по нынешним временам необычен, нестандартен и весьма ответственен. Но я не боюсь, потому что у меня уже есть опыт врачевания им. Много-много лет назад, когда я проходил стажировку в замечательном отделении новорожденных, в моей палате был мальчишечка, который никак не мог выкарабкаться из постгриппозной двухсторонней пневмонии, в те годы очень грозного осложнения. Однажды, в очередной раз осмотрев малыша, заведующая отделением, педиатр от Бога, с огромным стажем, сказала: «Отмени-ка ему все назначения». И прямым текстом написала об этом невероятном решении в толстой истории болезни ребенка. Я обомлел, потому что о таком «лечении» нам в институте НИКОГДА не рассказывали. Честно скажу, первые дни после отмены лечебных назначений я сильно волновался. Однако примерно через неделю я увидел, что мальчишечка начинает выправляться, а еще через три недели я выписал его, выздоровевшего, домой.
Сейчас я пишу свое заключение для коллег: оставьте эту девочку в покое, ее организм справится и восстановится. Не знаю, последует ли мама моим советам, покажет ли она это заключение педиатру…
А для остальных у меня есть один очень хороший совет: ищите «своего» врача, знающего, что такое темная сила лекарств.
Смотрите также:
- 8 правил самолечения: как не перестараться и не угробить себя →
- Самые частные ПСЕВДОдиагнозы: так из нас выкачивают деньги →
- Все на пикник! →