2 дня — 3 смерти. Эксперт объяснил, почему дети умирают на физкультуре

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

За 2 дня, 23 и 24 апреля, на уроках физкультуры умерли сразу три школьника. Обычно мы читаем такие новости 1 раз в несколько месяцев, а тут сразу три смерти подряд. И все случаи примерно одинаковы.

   
   

Отличается только география. Трагедии случились в Новосибирской, Ростовской и Свердловской областях.

Народный суд

Люди, конечно, это бурно обсуждают в интернете. Многие сочувствуют. Больше всего обвиняют учителей физкультуры — за то, что чрезмерно нагружают детей (хотя ни в одном случае смерти о каких-то больших нагрузках и речи нет). Достается школе в целом: подвергают детей стрессу, разогнали медицинских работников и т. д. Винят экологию, питание, наркотики, компьютеры, ковид, прививки, политику и т. д., и т. п. Многие «специалисты» в оказании первой помощи мучают всех советами.

Чтобы понять суть проблемы, aif.ru обратился к ведущему специалисту в стране в этой области — детскому кардиологу, доктору медицинских наук, профессору Леониду Макарову. Он много лет занимается этой темой, обследует детей и спортсменов (среди них такие трагедии тоже не редкость), является председателем научного совета общественной организации «Хрустальное сердце». Знает мировой опыт в решении этой проблемы (школьники внезапно умирают во всех странах). Им написано фундаментальное руководство «Внезапная сердечная смерть у детей, подростков и молодых лиц».

«Прокуратура и следственный комитет найдут виновных»

«Три сообщения о внезапной смерти детей на физре? — задается риторическим вопросом Леонид Михайлович. — Все это происходит регулярно, и каждый раз в подобных случаях мы получаем стандартный ответ: „Прокуратура и следственный комитет изучат, дадут ответ, найдут виновных“. Это правильные слова, но за ними не стоит никаких мнений о том, что же надо сделать, чтобы таких случаев было меньше.

Я много раз говорил и писал, что все внезапные смерти детей на физре — это не выявленные своевременно заболевания сердца. Это первая причина.

Вторая — несовершенное обеспечение первой медицинской помощи. В этом вопросе — разноголосица мнений. Обсуждают, кто может оказывать первую помощь, кто — нет, кто — не только может, но и обязан ее оказывать, в каких объемах и т.д., и т.п. Помню, на „круглом столе“ по первой помощи в Госдуме, это было еще при ее прошлом созыве, было очень активное обсуждение этого вопроса. И для меня, как детского кардиолога, эти мнения были весьма странными: эти не могут оказывать первую помощь, те не обязаны, все так сложно и запутанно. Про автономные наружные дефибрилляторы, реально спасающие таких детей, вообще руками разводили.

   
   

Я высказал тогда простое мнение: в каждой школе (да и в каждом публичном месте, торгово-развлекательном центре и т. д.) сидят охранники, у которых в лицензии прописаны обязанности по оказанию первой помощи в случае остановки сердца и в других экстренных ситуациях. Но как-то услышан не был. Продолжились многоумные разговоры со ссылками на сложности законодательного процесса».

Прогноз неблагоприятный

Прогнозы профессора Макарова неутешительные: «Пока все будет так продолжаться, дети будут умирать, а мы сокрушаться и искать виновных совсем не там, где нужно. Будут обвинять учителей физкультуры, школу вообще и т. п. Мне странно, что в защиту прав ребенка не входит его право на жизнь в случае таких ситуаций. На самом деле, все очевидно и банально. Надо улучшить выявление заболеваний, при которых есть риск внезапной смерти. Как это делать, известно, и не так это сложно, как об этом говорят. Надо просто и четко конкретизировать, кто и в каком объеме должен оказывать ребенку в школе первую помощь. Это необходимо потому, что все-таки не все случаи заболеваний можно выявить даже при предварительном обследовании детей. Даже проводя всем ЭКГ-исследования, ЭХОКГ (ультразвуковое исследование сердца).

Но, к сожалению, эти доводы пока не очень воспринимаются теми, кто принимает решения».