Грядет новая революция в фармакологии: нас всех посадят на «колеса»

   
   

Чтобы не быть голословным, поясню все на примерах. Думаю, с первым этапом все ясно - это этап первоначального накопления капитала и опыта. Когда лекарства против основных массовых болезней были уже созданы, а методы их продвижения отработаны, фармацевтический капитал начал искать новые сферы применения своей продукции и новые направления для бизнеса.

Как прозак мир завоевал

Классическая иллюстрация этого связана с депрессией и препаратом прозак. Это лекарство оказалось слабовато для настоящей депрессии – достаточно серьезного психического заболевания, трудно поддающегося лечению, и сопровождающегося суицидальными попытками. Но лекарство уже существовало, и списывать его в архивы было жалко.

Нашлись умные креативные мозги, разработавшие целую стратегию под этот препарат. К счастью, он помогал при умеренных и легких депрессивных состояниях, которые и болезнью то не считались. Согласитесь, почти у каждого Хомо сапиенс время от времени такие состояния бывают – весной, зимой, после стрессов, в кризис среднего возраста. А поскольку таких людей не миллионы, а миллиарды, это очень лакомая целевая группа для любого бизнеса. Осталось только переименовать эти депрессивные состояния здоровых людей в полноценный и официальный диагноз депрессии. Зондирование общества и работа со специалистами это быстро сделали. Диагностические критерии для постановки диагноза депрессии были расширены, и больными оказались практически все, время от времени впадающие в угнетенное настроение.

Была решена и еще одна важнейшая задача. Понятно, что такие люди к психиатру никогда не пойдут, а продавать прозак без рецепта не разрешат. Поэтому, такие легкие депрессии дали на откуп врачам общей практики (в нашем понимании, участковым). Доктора стали рекомендовать препарат налево и направо, лишь бы депрессивные пациенты не грузили их своими проблемами и мнимыми жалобами.

Подобная схема потом отрабатывалась неоднократно. И по мнению ряда экспертов, самыми известными новыми мнимыми болезнями являются остеопороз и ADHD (синдром гиперактивности и дефицита внимания).

Мы живем в интереснейшее время

Ну а теперь о самом интересном и современном – о третьем этапе. Как бы ни хирело человечество, а здоровых всегда больше, чем больных. Вот бы их всех посадить на «колеса». Им нужно дать что-то такое, что делает их еще здоровее, умнее, лучше. В принципе, первая попытка сделать такие лекарств отчасти удалась – ими были витаминчики. Но сегодня это уже отыгранная карта, большой фармацевтический бизнес ее уже «сбросил». Сейчас ясно, что чего-то великого ждать от поливитаминов не стоит, а негатив на них накапливается очень быстро. Но идея лекарств для всех (или почти для всех) жива и актуальна.

   
   

Как и в случае с прозаком, главные усилия фармацевтов сегодня нацелены на мозг. И по сути, в арсенале фармкомпаний уже есть лекарства, эффект которых мозгами может почувствовать каждый. Например, препараты для лечения синдрома гиперактивности и дефицита внимания позволяют концентрировать внимание, не отвлекаясь ни на что, лекарство от нарколепсии (патологической сонливости) помогает подолгу не спать и сохранять ясный ум. А некоторые препараты от болезни Альцгеймера влияют сразу на несколько функций мозга, улучшая память, концентрацию внимания и способность к обучению. Согласитесь, студенты бы с удовольствием начали глотать такие таблетки перед экзаменами, бухгалтера - перед отчетами, а все остальные - при любых трудностях. И это происходит.

Для таких препаратов даже придумано красивое название – рекреационные лекарства (recreational drug). Почему они так называются? По-английски слово «рекриэйшн» означает восстановление сил, освежение, развлечение, отдых. Все эти смыслы подходят для описания подобных препаратов. И потребление таких лекарств, благодаря Интернету и «сарафанному радио» растет, но все равно оно остается маргинальным. Например, два года назад на сайте известнейшего и влиятельнейшего журнала «Нейче» был проведен онлайн-опрос о применении подобных лекарств. Из 1400 добровольцев, ответивших на вопросы, каждый пятый сознался, что принимал их для улучшения работы мозга.

Используют похожие лекарства и у нас. Вот история, которую мне поведала дочь. Ее подруге по группе нужно было купить лекарство для бабушки. Дочь составила ей компанию, и они зашли в университетскую аптеку. «У вас есть препарат А….? (назовем его так для конспирации)», - спросила девушка-студентка. «Есть», - ответила фармацевт, и с понимающей улыбкой обратилась к коллеге: «Сессия начинается и сейчас за этим лекарством студенты пойдут один за одним». Пикантность ситуации заключается в том, что препарат А используют при лечении тревожных расстройств, и соответственно, он может снимать чувство тревоги перед экзаменом.

А вот в мои студенческие годы многие пили в сессию не только кофе в лошадиных дозах, но и препарат Н. Зачем? Официально его назначают после инсультов и старикам, чтобы он улучшал процессы мышления.

Фармацевтический легалайз

Проблема в том, что потребление лекарств в рекреационных целях пока носит незаконный характер. Ведь в инструкциях к этим средствам нет официальных показаний, рекомендующих их принимать студентам и прочим людям в тех ситуациях, когда от них требуется легкость и быстрота мысли. Ими лечат больных, у которых есть такие проблемы, но не здоровых.

Специалисты отмечают, что их беспокоит такое нелегальное «лечение», потому что они не знают, как подобные лекарства влияют на здоровых. Поэтому, они настаивают на том, чтобы их испытали не только у больных, но и у тех, кто здоров, и хочет расширить границы своего мышления. По сути, эти специалисты, несмотря на видимую осторожность и озабоченность, играют роль фармацевтических лоббистов. Их деятельность - первые шаги к легализации лекарств для здоровых. Отдельные исследования в этом направлении уже проходят и дают позитивные результаты.

Есть и официальное лобби, которое просто требует узаконить такое применение подобных препаратов. Самый известный из них сэр Дэвид Кинг – научный советник английского правительства. К слову, он специалист не только по рекреационным лекарствам, но и по глобальному потеплению, трансгенным продуктам, стволовым клеткам, биотопливу и прочим острым научно-политически-финансовым проблемам. Вот что он говорит о фармакологии для здоровых: «Мы находимся на пороге событий, которые возможно переместят нас в такой мир, в котором мы могли принять лекарство, чтобы лучше обучаться, быстрее думать, расслабиться, более эффективно спать или даже чтобы более тонко изменять наше настроение, чтобы мы чувствовали себя в унисон в компании друзей». Эти слова сэр Кинг произнес, не возвращаясь с дискотеки, наглотавшись экстази, а на заседании правительства.

Можно быть уверенным, фармацевтические компании добьются своего, и рекреационные психотропные лекарства для здоровых будут продаваться без рецепта не только в аптеках, но и магазинах. Уж больно высоки прибыли, которые можно получить от таких средств. Нужно только немного подождать. Сколько? Доклад, подготовленный Отделом науки и технологий английского Министерства торговли и промышленности, называется «Лекарства будущего 2025?» (Drugs Futures 2025?). Самое значительное место в нем отведено рекреационным лекарствам, и значит, надо полагать, что эти сроки реальны. Во всяком случае, Академия медицинских наук Великобритании, поддержавшая этот доклад, считает их реальными.

Смотрите также: