Сильный характер. Как развивать волю ребенка?

© / Sunny studio / Shutterstock.com

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского дет­ского фонда Татьяна Шишова    
   

Избегайте гиперопеки. Позиция мамы «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», внушает ребенку неуверенность в своих силах. Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Это, конечно, нерадостно, но расстраиваться и внутренне ополчаться на ребенка («Что ж он у нас такой?») не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Значит, вам надо проявлять больше последовательности, упорства и терпения, а не пускать все на самотек, ведь очень многие дети отказываются преодолевать трудности, а таким образом волю не разовьешь.

Разберитесь, в чем именно заключается трудность. Часто трудности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Дело может быть в плохой концентрации внимания, в неловкой моторике, в неразвитом пространственном ориентировании или в непонимании устной инструкции… В случае таких объективных затруднений надо показать ребенка нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий. А может быть, и полечить его у психоневролога.

Приобщайте малыша к творческим занятиям, к ролевым играм, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к выполнению домашних обязанностей и занятиям спортом.

Внушайте, что преодолевать трудности интересно, что это помогает вырабатывать волевой, сильный характер. Нацеливайте на процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть, ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должна звучать похвала.

Заведите «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник папе, другим родственникам.

Понемногу приучайте ребенка терпеть, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными.

   
   

С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком – «не дожать».

Не спешите предвосхищать желания ребенка. Не все и не всегда надо давать ребенку просто так, «за красивые глаза». Поощрение, награду надо заслужить, в том числе и идя по пути преодоления трудностей.

Сами подавайте ребенку пример. Сейчас во многих семьях считают, что проще что-то купить, чем приготовить, смастерить. И дети это быстро усваивают. Поэтому из воспитательных соображений следует больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.

Больше рассказывайте детям о волевых людях, прео­долевавших различные трудности. Только следите, чтобы в ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка («Вот они какие, а ты…»).

Чаще используйте в своей речи пословицы и поговорки типа «делу время – потехе час», «терпение и труд все перетрут». Особенно важно, чтобы они звучали, когда вы ребенка хвалите: ваши слова будут лучше восприниматься на положительном эмоциональном фоне.

Приучение к дисциплине. Разумное закаливание, постепенное, с учетом особенностей ребенка, развитие физической выносливости тоже способствуют формированию воли.