Я первый, я главный! Растим лидера

Тихони и «якалки»

Есть дети тихие, характер не позволяет им усиленно работать локтями, а родители, вместо того чтобы оценить скромность ребенка, считают его трусишкой, сравнивают с более бойкими ребятами. В результате скромные дети перестают верить в свои силы, становятся неуверенными в себе.

   
   

А бывает наоборот. Ребенок жаждет лидерства. Он буквально во всем хочет быть первым, но, поскольку это невозможно, в душе его копятся обиды. И, если родители продолжают ориентировать его на состязательность, в ребенке могут развиться зависть, агрессивность, тяготение к демонстративным выходкам.

Интересно, что выковать лидера при этом из него так и не удается, потому что лидер умеет не только становиться центром внимания, но и ладить с людьми.

Кого обычно уважают школьники, кто становится центром притяжения в классе? Отличники? Нет. К ним отношение неоднозначное. Особенно если они кичатся своими пятерками и не дают списывать. Ребят, которые строят из себя «крутых», тоже не любят. Хотя перечить им отваживается далеко не каждый. Тех, кто щеголяет модной одеждой, похваляется родительскими деньгами и чинами, считают воображалами. Над «якалками», всюду лезущими вперед, откровенно потешаются. А реальным лидером становится тот, кто умеет делиться. Делиться не только игрушками, мороженым и конфетами, но и хорошим настроением, фантазией, смелостью, силой, знаниями.

Интересно
В русской культуре идея личного успеха никогда не была главенствующей. Наоборот, люди, которые шли к своей цели напролом, «по головам», дружно осуждались. А слово «карьерист» до сих пор имеет ярко выраженный отрицательный оттенок. Однако говорить, что в России успех в принципе не поощряется, нельзя. У нас больше всего ценятся победы ВО ИМЯ ДРУГИХ. И именно под этим углом стоит посмотреть на проблему лидерства и соревновательности.

Работа в команде

Детей, жаждущих лидерства, имеет смысл ориентировать на соревнование командой. Чтобы они стремились к успеху вместе с другими и ради других. У конкурентных детей надо формировать чувство группы. Для них это трудно, ведь они эгоцентрики и не склонны к сопереживанию. Но, если расширить в их представлении категорию «мое» до понятия «наше», они могут стать настоящими лидерами. Одно дело, когда конкурентный ребенок видит в детях соперников, с которыми надо бороться, и совсем другое – считать их товарищами, которым он – такой умный, сильный, благородный – будет помогать.

Полезно затевать с конкурентными детьми игры, где нужно действовать сообща. Это и командные игры типа футбола, хоккея, лапты, вышибал. И рисование на большом листе бумаги, когда перед детьми ставится задача не перечеркнуть, а дополнить замысел товарищей. И совместная подготовка какого-нибудь представления или спектакля. И ролевые игры, в которых сквозной нитью проходит мысль о важности сплочения, о дружной совместной работе, заботе о ближнем (например, для мальчиков подходят игры «в пожарных», «в моряков», «в пограничников»; для девочек – «в больницу»).

Любим за успехи?

Усиленно поощрять в ребенке дух соревновательности опасно еще и потому, что у него может возникнуть искаженное представление о родительских чувствах, да и самих родителях.

   
   

– Вам нужен не я, а мои успехи, – думает такой мальчик или такая девочка.

А это ужасно обидно! Вы только представьте, что муж или жена любят вас за вашу высокую зарплату (аналог школьных оценок). Или за квартиру. Или за диссертацию. А сами по себе, без этих достижений, вы ему не нужны, неинтересны. Как вам такая «любовь»?

– Ну, хорошо, – скажет читатель. – Допустим, все это так. Но нельзя же бесконечно создавать ребенку условия наибольшего благоприятствования! Жизнь, она штука жесткая. И конкуренция в ней о‑го-го какая: одно поступление в институт чего стоит!

Но ведь никому не приходит в голову навьючивать на дошкольников мешок с картош­кой под предлогом, что, когда они повзрослеют, им придется перетаскивать тяжести. Все понимают, что неокрепший детский позвоночник может не выдержать. Почему же, когда речь заходит о детской психике, критерии вдруг меняются?

Да, нельзя прожить жизнь в тепличных условиях. Но к тому моменту, когда ребенок выйдет из-под родительской опеки, психика его окрепнет. Желание попробовать свои силы, доказать себе и другим, что ты способен ставить рекорды, возникает чаще всего в подростково‑юношеском возрасте. Именно тогда большинство мальчишек начинают качать мускулы, развивать в себе силу воли, выносливость, смелость. А значит – этот период наиболее благоприятен и для развития соревновательности.

«Каждому овощу свое время» – гласит мудрая пословица. Родители, которые об этом помнят, бывают довольны собранным урожаем.

– Нужно каждый день говорить ребенку, что он необыкновенный! А еще очень важно не сравнивать свое чадо с кем-то еще. Такие сравнения убивают в ребенке индивидуальность.

Смотрите также: