«Никуда не поеду!» Надо ли заставлять ребенка отправляться в лагерь?

Александр Нефёдов / АиФ-Калуга

Детей-интровертов становится всё больше. Чтобы ребёнок научился общаться со сверстниками, родители отправляют его в лагерь. Но чадо либо категорически отказывается туда ехать, либо сразу по приезде требует забрать его домой. Как убедить ребёнка не бояться нового опыта?

   
   

Наш эксперт — семейный психолог Анна Ярошенко.

детские площадки пустуют — неразлучные с гаджетами дети сидят по домам. Поэтому проблемы с социализацией сегодня есть у многих ребят.

Ну что там страшного?

Впервые отправляя ребёнка в лагерь, родители на все голоса поют, как ему будет весело и интересно, какие там замечательные условия, внимательные вожатые и дружелюбные дети. Но ребёнок упорно отказывается покидать родимый дом. На самом деле это не упрям­ство, а страх.

Многим детям крайне непросто выйти из своего уютного мирка и вступить в контакт со сверстниками. Первая поездка в лагерь, сопряжённая с отрывом от дома, родителей, привычной обстановки пугает, как всё неизвестное. Кроме того, ребёнок может тревожиться, что не справится с бытовыми проблемами и над ним начнут смеяться или даже задирать. А заступиться за него будет некому.

Все эти страхи отнюдь не надуманные. Не следует над ними подтрунивать или обещать ребёнку, что никаких проблем у него в лагере не возникнет. Наоборот, надо подробно проговорить все ситуации, которые вызывают страх, и придумать, как действовать в каждой из них. Важно рассказать о своём опыте преодоления трудностей в первые дни в лагере. Обязательно донесите до ребёнка, что поезд­ка в лагерь — это новый этап его взросления, после которого он станет умнее, увереннее, сильнее и самостоятельнее.

Скучно не будет

Чтобы ребёнок в лагере не скучал, нужно, чтобы те активности, которые там предусмотрены, были ему по вкусу, а ребята, с которыми он будет в одном пространст­ве, — по душе. Поэтому выбирать лагерь лучше вместе с ребёнком. Пусть он сам определит, что ему интереснее: изучать иностранный язык, сплавляться на байдарках, шить-вышивать, танцевать, рисовать или программировать. А ехать в лагерь в первый раз лучше с другом.

   
   

Если же это невозможно,­ постарайтесь преподать ребёнку несколько уроков социализации. Например, потренируйте улыбку (напомните, что именно с неё начинается дружба), расскажите, как проявлять расположение к людям. Научите знакомиться и упомяните, что сблизиться помогает занятие общим делом. Заодно обучите какому-нибудь необычному навыку — фокусу, жонглированию или интересной игре, которой он может увлечь остальных.

И конечно, предупредите, что первые дни по дому тоскуют все, надо просто привыкнуть к новой обстановке. Обязательно договоритесь о том, когда вы приедете его навестить и как связываться с вами в случае форс-мажора.

К поездке готов

Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в незнакомой обстановке, снабдите его необходимыми навыками.

Что делать в ситуации опасности. Объясните ребёнку, к кому и с какими словами надо обратиться, если он почувствует ту или иную угрозу (начиная от потерянной куртки или заболевшего живота и заканчивая обидой со стороны сверстников).

Как решать бытовые вопросы. Проговорите, где ребёнок будет держать чистые, а где грязные вещи, сушить кроссовки, как разложит одежду. Научите его заправлять постель, стирать своё нижнее бельё, делать причёску и т. д. Объясните, что аккуратные люди вызывают бóльшую симпатию, чем неряхи.

Как вести себя дружелюбно и достойно. Убедите, что в коллективе любят позитивных, отзывчивых и активных людей, а не унылых и пассивных эгоистов. Но также научите, как давать отпор и отстаи­вать свои границы.