О новом законе поведал накануне замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин. По словам чиновника, закон предусматривает обязательное страхование всех медицинских учреждений, а точнее — их «гражданской ответственности» — перед пациентами, а также устанавливает порядок и условия выплаты компенсаций. Страховку будут платить тем, кто по вине врачей стал инвалидом I, II или III группы, а также родственникам пациента в случае его смерти.
Большая разница
Скандалы вокруг врачебных ошибок и их трагических последствий не раз разгорались в России в последние несколько лет. Да и на «продвинутом» Западе подобные печальные истории — отнюдь не редкость, однако то «рвение», с которым закон преследует и наказывает провинившихся врачей, у нас и у них очень разнятся.
Там, например, одно только подозрение на врачебную ошибку может навсегда лишить человека в белом халате места работы. У нас же даже в случае смерти пациента и доказанной через суд вины, самым страшным наказанием зачастую становится... лишение месячной зарплаты и отстранение «от дел» на год-полтора. Относительно жестоко на этом фоне недавно обошлись с петрозаводской медсестрой, которая забыла в теле женщины полотенце (и та скончалась в течение полугода). Её приговорили к одному году условно и запретили участвовать в операциях в течение трёх лет.
Но погибшую пациентку к жизни-то уже не вернуть. И даже денежную компенсацию её семье получить не факт, что удастся. У нас ведь не то, что в Америке — где больница может «влететь» на несколько миллионов, если пациент, скажем, потеряет трудоспособность, а соответственно и весь потенциальный пожизненный заработок. В России размеры компенсационных выплат крайне невысоки и обычно покрывают только расходы на восстановительное лечение или протезирование (если оно понадобится). Недавно, правда, жителю Новороссийска удалось отсудить у больницы 2,6 млн рублей — но за что? За смерть жены, погибшей после кесарева сечения. Врач-хирург при этом избежала наказания, попав под амнистию.
А в среднем, размер компенсации после врачебной ошибки назначается судом и составляет от 100 до 300 тысяч рублей. И то — это в том случае, если человек серьёзно пострадал или остался инвалидом.
Только если инвалид
Новый закон предполагает назначить размер компенсации в зависимости от тяжести причинённого вреда. Впрочем, эта тяжесть «измеряется» только группами инвалидности и смертью пациента, за которую медучреждение будет обязано выплатить 2 миллиона. А вот случаи, когда больной пострадал, но инвалидом не остался, либо выпали из поля зрения законодателей, либо господин Воронин их просто не упомянул.
Как бы там ни было, по задумке авторов, закон обеспечит хоть и небольшую, но гарантированную оплату жертвам врачебной неаккуратности. Подтвердить факт нанесения вреда здоровью гражданина должна будет независимая комиссия, а в её состав предположительно войдут представители местной власти, федеральных надзорных органов, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, профсоюзов, профессиональных организаций медработников, а также пациентских организаций. Последние, кстати, и сейчас активно занимаются отстаиванием прав больных в суде, однако, по признанию самих правозащитников, при нынешнем законодательстве добиться какого-либо результат очень сложно.
Случай из жизни
«Мой муж с признаками простуды и кровохарканьем обратился в одну из коммерческих клиник. Сделав рентген, ему поставили диагноз „обострение хронического бронхита“ и выписали домой. Но через несколько дней ему стало хуже. Он стал задыхаться, и мы вынуждены были обратиться в эту же клинику, куда нас в тот же день госпитализировали с подозрением на туберкулез. Ещё через два дня с диагнозом „диссеминированный туберкулез легких в фазе распада“ нас перевели в туберкулезную клиническую больницу № 3 — и там мой муж умер от гемосидероза легких. В клинике, где лечились изначально, мы показывали анамнез
Чего и как теперь добиваться? Не знаю. По крайней мере, хочется добиться увольнения врачей, по вине которых, на мой взгляд, умер мой муж...»
Елена
Историю Елены прокомментировал во время онлайн-консультации на нашем сайте Председатель Общественного совета по защите прав пациентов, Президент «Лиги пациентов» Александр Саверский:
— Добиться увольнения врачей — если их не уволит сама клиника, — можно только через приговор уголовного суда: лишение практики на пару лет. Поэтому «по крайней мере» выглядит даже чересчур оптимистично. Если же обратиться в прокуратуру или следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела, следствию предстоит доказать, что муж не умер бы такой же смертью и в тоже время, если бы помощь в клинике не имела дефектов. Да, формально, вина врачей в уголовном деле может быть установлена. Однако следствие и суд должны будут оценить, насколько значимо повлияла бы правильная медицинская помощь на продолжительность и качество жизни пациента. Если будет признано, что это было бы не существенно, и прогноз был крайне неблагоприятен при поступлении в клинику (то есть шансов не было), то вина врачей минимизируется — и полноценно в смерти мужа их не обвинят.
И напоследок
Даже если закон об обязательном страховании вступит в силу в существующем виде, это не заставит врачей внимательней относиться к своим пациентам. Всё-таки компенсации будет платить именно больница, а лично в карман виновника ошибки не полезет никто.
Поэтому — как раньше, так и сейчас — спасение утопающих остаётся делом рук самих утопающих. Полностью оградить себя от врачебной ошибки невозможно, но, чтобы не оказаться в дураках в экстренном случае, не стесняйтесь «собирать улики» при любом обращении врачу. Следите за тем, чтобы медицинские записи велись регулярно и точно, требуйте все выписки, справки и квитанции, не выбрасывайте рецепты, храните все бумажки и т.п. Не дай бог, конечно, но одна из таких бумажек в будущем может сэкономить вам если не здоровье, то нервы.
Смотрите также:
- Кардиолог Иван Хренов из Иванова: «Правдолюбы могут остаться вообще без зарплаты» →
- Пациентов заставляют подписать договор о том, что их не вылечат →
- Пациент против врача. Почему медики становятся крайними? →