Как человек сознательный и мечтающий сохранить здоровье, я сразу отправилась в аптеку за покупками. То незнакомое лекарство оказалось биологически активной добавкой с содержанием черники, которая, как известно, полезна для глаз. Стоило это чудо-средство почти 500 руб. Аналогичных «черничных» добавок с практически одинаковым составом даже в этом отдельно взятом «фармацевтическом супермаркете» было полно — только стоимостью от 50 рублей. Стесняюсь спросить: почему же врач прописал мне именно эту «чернику», а не другую?
Естественно, первая мысль — подозрительная. А вдруг врач «дружит» с фирмой, которая выпускает препарат и прописывает только его? Или эта «черника» действительно лучшая в своём сегменте?
Тема тесного сотрудничества медиков и фармпроизводителей муссируется не первый год, но без каких-либо последствий. Факт остаётся фактом: мы не можем быть уверены, что лекарство, которое прописал врач (и именно оно), действительно необходимо, что оно самое эффективное и безопасное, а не просто рекомендовано нам потому, что фирма-производитель платит эскулапу.
Не спорю, возможен и другой вариант: препарат, который продвигает фармацевтическая фирма через врачей, может быть действительно уникальным и эффективным. И хорошо, если доктор будет о нём знать и рекомендовать. Но как разгадать его намерения? Чтобы пациенты не терзались, во многих странах решили ограничить «дружбу» врачей с медпредставителями, которые «продвигают» препараты той или иной фирмы. Например, в Венгрии компании, где работают медпредставители, платят дополнительные взносы государству. В Германии им нельзя посещать одного и того же врача чаще двух раз в год. А вот в Польше медпредставителям вообще запретили приходить в поликлиники и больницы. Правда проблемы это не решило: ничто не помешает им встречаться с врачами в кафе или договариваться обо всём по телефону.
Один из моих друзей, ныне пиарщик фармацевтической компании, в прошлом как раз медицинский представитель. Он и рассказал, как получается, что выписываются «какие надо и не надо» препараты. Схема сотрудничества врача и фармкомпании проста. Медпредставитель фирмы, которая производит лекарства, приходит в лечебное учреждение и направляется к врачам, которые его интересуют. Если это препарат против гриппа — к терапевту и отоларингологу. Если препарат для улучшения потенции — к урологу, андрологу и т. п. Медпредставитель интересуется, какие препараты чаще всего врач выписывает, почему, знает ли врач о новом лекарстве, рассказывает, в чём его преимущества. Для начала приносит сувениры — календари, ручки, блокноты с символикой препарата. Ну а потом — как пойдёт. Бывает, что компания за 10 выписанных упаковок обещает врачу, например, электрический чайник. Или, если масштабы покрупнее, поездку за границу. Фармацевтическая фирма может организовывать зарубежные семинары по лечению и приглашать на них лояльных специалистов. Иногда врач отправляет пациента в ближайшую аптеку за конкретным препаратом, и тогда считается, сколько упаковок было продано в этой аптеке.
Самое печальное, что отечественные фирмы практически не имеют медицинских представителей, а у зарубежных их сотни, и, естественно, врач больше и лучше информирован об их лекарствах. Недавно, побывав в офисе такого фармгиганта, я убедилась, что у них существуют целые отделы с высококлассными специалистами, которые тренируют медицинских представителей и обучают, как продвигать лекарства.
На то, что врачи и фармкомпании слишком тесно сотрудничают, ещё прошлой осенью посетовал наш премьер-министр. И тут же чиновники разработали план по противодействию такой «дружбе». Но поправки к закону, которые регулируют отношения врача и медпредставителя, пока не приняты. Хотя директор Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов и уверен, что это произойдёт очень скоро. Тогда медпредставитель не сможет приходить на работу к врачу, а все встречи как минимум с двумя производителями препаратов должны будут проводиться с разрешения главврача. Стоимость подарков ограничится 3 тыс. рублей.
Кстати, президент «Лиги пациентов» Александр Саверский считает, что в том, что пациенту выписываются иногда не самые эффективные препараты, виноват не врач, а система. Назначая препарат, врач в 95% случаев руководствуется информацией, предоставленной фармфирмой через журналы, конференции, медпредставителей. Он так же, как и пациент, не обладает разносторонней информацией. Её должно предоставлять государство: обеспечивать врачей информационными материалами, справочниками. Сейчас в них одна реклама. Чтобы узнавать о новых эффективных препаратах, главврач может раз в неделю собирать часовую конференцию для сотрудников, приглашать на них несколько фирм. Тогда доктор будет обладать объективной информацией.
Прежде чем купить выписанное лекарство, узнайте о нём в интернете, начните хотя бы со знакомства с инструкцией по применению — многие её даже не читают. Идеальный вариант: проконсультироваться по поводу вашей болезни с несколькими врачами. Ведь, как ни крути, пока мы предоставлены сами себе.
Смотрите также:
- Медицина с российскими проблемами. Как лечатся венгры →
- Опытный путь. На ком проверяют безопасность лекарств? →
- БАДы: лекарства или способ отмывания денег? →