Великие велосипедные державы
В свой рабочий кабинет, где ее уже ждали российские коллеги, главный редактор финского еженедельника «Зеленая нитка» поднялась, держа в руках велосипедный шлем. Элине Грундстрем крутить педали нравится гораздо больше, чем водить машину. К тому же, считает она, в центре города слишком много проблем с парковкой. А так – всего забот, что завести своего двухколесного друга в стойло во дворе.
Я тут же вспомнила, как удивилась, увидев год назад в другой скандинавской столице, Копенгагене, табличку, извещающую, что это место для личного велосипеда министра. Табличка была привинчена к стене в холле Министерства климата и энергетики. Тогдашний руководитель ведомства, энергичная и подтянутая госпожа Конни Хедегорд, предпочитала передвигаться как по служебным, так и личным делам на велосипеде.
Не меньше 40% транспорта в датской столице – велосипеды. Возле двух копенгагенских вокзалов огромные паркинги для двухколесных машин к вечеру наполняются, а утром пустеют: такой ритм задают работающие в столице жители пригорода. Тут повсюду специальные дорожки с разметкой, парковки и уж совсем чудеса: светофоры для педальных транспортных средств. В великой велосипедной державе, коей, без сомнения, Дания и является, высокие государственные чиновники и топ-менеджеры таким средством передвижения не пренебрегают. Это считается хорошим способом всюду успеть и сохранить форму.
В Стокгольме велосипеду – тоже почет и уважение. А в норвежском Тронхейме, где рельеф холмистый, есть даже специальные подъемники, чтобы каждый житель города, независимо от физической подготовки, мог передвигаться на двух колесах без особых усилий.
Их всех посчитали
Финны с соседями солидарны и мечтают, чтобы у них в отношении двухколесных машин тоже всегда горел зеленый свет. Правда, над этим, считают здесь, еще придется поработать. Вот решили столичные власти за счет города сделать велосипед общедоступным – бери, катайся, только верни. Но отдельные неблагодарные граждане велосипеды не возвращали, а кидали где попало – на пляже, например. Так что с коммунизмом в этом деле решено подождать, хотя это нисколько не отменяет других действий, в том числе прокладки специальных трасс и устройства муниципальных парковок. Тут за последние 10 лет прогресс налицо.
Насколько проблема занимает умы отцов города, легко поймешь, открыв соответствующий раздел последнего муниципального отчета «Общие индикаторы устойчивого развития Хельсинки». Там черным по белому написано, что «езда на велосипеде – важная форма движения, которая отражает комфортность городской среды и то, в какой степени в этой среде учтены интересы жителей». Составители отчета констатируют, что такой способ передвижения «помогает сохранению физической формы и профилактике заболеваний». Чтобы иметь точное представление о динамике процесса, велосипедистов время от времени пересчитывают. Для этого организованы 11 автоматизированных пунктов, расположенных в разных точках столицы.
В детский сад и на работу
В многочисленных парках Хельсинки прямо-таки рай для любителей крутить педали, но и деловые поездки давно не проблема. Велосипедистам нет нужды конкурировать на улицах с автомобилями или заезжать на тротуар. Для них есть трассы, куда машины – ни колесом, пешеходы – ни ногой. Сегодня практически каждый в финской столице может, если захочет, ездить на работу на велосипеде (кстати, во многих учреждениях есть собственные парковки). Кстати, более других к педалям имеют пристрастие люди сильно занятые: у нас, говорят они, времени для специальных занятий спортом мало, а так фитнес получается между делом, да и думается на ходу лучше – пока доберешься, немало вопросов решить можно.
Если пройтись по Хельсинки ранним утром, увидишь вереницы наездников разного возраста. Часто к велосипеду прицеплена специальная коляска для одного, а то и двух маленьких пассажиров – кому в детский сад, кому в школу. Детей можно возить и в специальных креслах, это уж кому как нравится, а вот шлем обязателен. Взрослые этим средством индивидуальной защиты, как правило, тоже не пренебрегают. Жители страны Суоми вообще очень ответственно относятся к безопасности на велодорожке – кроме шлемов, надевают жилеты со светоотражателями и специальные перчатки.
Проблема в головах
С завистью глядя на финнов, вспомнила, что и наши власти тоже что-то произносили на тему велосипедизации всей страны. Соотечественники, правда, откликаются вяло. Кто-то парирует, что воздух в наших городах жуткий, пока доберешься, отравишься; кто-то говорит, что приезжать пропыленным на работу не собирается; кто-то напоминает, что специальных дорожек в державе – раз-два и обчелся (в Иванове, Дубне, Балашихе, новосибирском Академгородке), а двигаться рядом с автомобилями опасно. Все правда: в Ростове-на-Дону, например, под колесами автомобилей погибли профессор и доцент одного из местных вузов, передвигавшиеся на двух колесах.
Но есть еще одно обстоятельство: климат, вернее, убеждение, что два колеса хороши, но не для нашей холодной страны. А в Скандинавии зимы не бывает? Снег не падает? Дождь не льет? В начале мая, когда я наблюдала оживленное велосипедное движение в финской столице, редкий день было сухо. Правда, сами жители Хельсинки утверждают, что сильно уступают приполярному городу Оулу, где на велосипедах почти все, способные крутить педали. Почистят дорожки от снега – и вперед. Говорят, на здоровье в Оулу редко кто жалуется.
Личное мнение
Ольга Кормухина:
– Отношения с велосипедом у меня как-то не заладились, а вот с плаванием все сложилось очень удачно. До сих пор это мой любимый вид спорта, а еще – спортивная ходьба. К тому же во время плавания и ходьбы очень хорошо думается, особенно в плане творчества.
Смотрите также:
- 7 велосипедных «нельзя». Как выбирать и использовать двухколёсный транспорт →
- Велопрокат в Москве: где, как и за сколько арендовать велосипед →
- Учимся кататься на велосипеде. ВИДЕОУРОК № 1 →