О том, что стеклянные бутылки можно использовать неоднократно, знают все. «Вам уже бутылочка не нужна? Можно забрать?» - и неприметные личности чуть ли не силой сдергивают бутылку со столика в открытом кафе, например. Ситуация знакомая.
Не менее знакомая картинка: в поездках по европейским странам привыкаешь к стильным раздельным мусоросборникам для бумаги, стекла и пищевых отходов и – аккуратно опускаешь опустевшую стеклотару в предназначенное место. В Европе все знают, что стеклянные бутылки и банки можно использовать неоднократно и это поддерживает экологическую культуру в обществе.
Но, Россия, как всегда, идет своим мессианским путем… Даже в простом и понятном деле использования стеклянных бутылок.
А началось все в мае, на конференции «Единой России» в городе Волгограде, которую почтил своим присутствием премьер-министр Владимир Путин. Именно тогда к нему обратилась представитель стеклотарного завода «Русджам-Кубань» Маргарита Покиньбура с предложением укрепить здоровье нации путем запрета вторичного использования стеклотары. Предложение представителя стеклотарного завода Путин расценил, как стремление обеспечить рынок сбыта для продукции предприятия, о чем заявил во всеуслышание, но кто же выступит против заботы о здоровье нации?
Лето прошло спокойно, а в начале сентября стало известно продолжение диалога Путин – Покиньбура: в техрегламенте Таможенного союза «О безопасности упаковки» прописали требование, что стеклянная упаковка «не должна повторно использоваться для контакта с алкогольной продукцией и детским питанием». Регламент опубликован на сайте Таможенного союза и согласно решению комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. вступает в силу с 1 июля 2012 г. При наличии разрешений, выданных до вступления в силу регламента, продукцию можно разливать во вторичную тару до 15 февраля 2014 г.
Коллеги из «Ведомостей» и BFM.ru постарались опросить участников рынка и экологов о возможных последствиях новых требований. Как пишут «Ведомости», представитель курирующего Таможенный союз вице-премьера Игоря Шувалова отказался от комментариев; получить комментарии Таможенного союза и Росприроднадзора не удалось. Опрошенные производители алкоголя приняли новость спокойно – они, в большинстве своем, используют фирменные бутылки и вторичную стеклотару практически не используют, как рассказал председатель правления СПАП Дмитрий Добров.
Зато пивовары должны быть в растерянности – ведь в РФ в стекле выпускается примерно 30-35% пива и до половины продукции использует именно вторичную тару. Российский Гринпис также пребывает в понятном недоумении: «Весь мир идет прямо противоположным путем», говорит директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков. В Европе мало того, что облегчают людям сдачу стеклянной тары, так еще и прилично платят за это – до 2 евро за бутылку. В итоге за десять лет общеевропейской программы экологичной утилизации стекла, объем вторичной переработки стеклотары вырос до 67% общего потребления.
По данным European Container Glass Federation, в Европе в 2009 году собрано около 25 млрд стеклянных бутылок и контейнеров и переработано 67% старого стекла. В 2010 году европейская промышленность выпустила 20,7 млн тонн стеклотары, что превысило показатель 2009 года на 3,5%, свидетельствуют материалы этой же организации.
«Вести ФМ» выяснили, что думает по поводу нового запрета координатор токсических программ «Гринпис России» Алексей Киселев. Эксперт отметил, что не видит причин, по которым нельзя повторно использовать стеклянную бутылку после соответствующей обработки. «У нашей страны есть цель на модернизацию и на эффективность, а нам сейчас предлагается достаточно большое количество упаковки, причем достаточно хорошей и качественной, использовать катастрофически неэффективно. Ведь если вы бутылку используете повторно, мы экономим огромное количество электроэнергии, производство которой у нас также сопровождается выбросами, и не только в атмосферу, но и сбросами в воду, дополнительно генерируем для того, чтобы постоянно производить все новое, новое и новое. И это крайне неэффективно и очень опасно, потому что загрязнение, безусловно, возрастет, если от оборотной тары откажутся. Это первое, — разъяснил свою позицию Алексей Киселев. — И второе: в странах, где обращение с отходами очень четко налажено, там ведь не только стеклянная бутылка оборачивается до 60 раз, там ведь и пластиковая бутылка оборачивается до 25 раз, и ни у кого не возникает сомнений в том, что все санитарные требования соблюдаются. Слушайте, за столько лет мы научились мыть, и воду делать оборотную на этих производствах, и так далее. И при этом до 75% электроэнергии экономится».
Но, если весь мир умеет качественно мыть и вновь использовать стеклянную упаковку, то запрещение в России, Белоруссии и Казахстане вторичного использования стекла означает сомнения правительства в умении российских производителей это делать… Или?
Давайте зададим вопрос, как это делают юристы: Cui prodest? Кому выгодно?
Получается, что выигрывает от этого только производитель стеклотары, которому удастся больше произвести и продать. А проиграть можем мы все.
Вы представляете себе, сколько миллионов тонн битого стекла окажется на тротуарах и дорогах? Сколько потребуется миллионов тонн песка и добавочных материалов на бесконечное производство новых бутылок? На сколько увеличатся наши мусорные свалки, особенно в больших городах? Будем надеяться, что эти вопросы не только потребители себе задают, но производители всяческих техрегламентов тоже… Хотя – сомнительно.
Смотрите также:
- Прогнозы: в 2013 г производство говядины В США сократится, а в Индии - увеличится →
- Идеальная продукция. Так ли хороша белорусская еда? →
- Робот в Шотландии определяет качество мяса →