Политологи предвещают смену парадигмы международного устройства

Фото: Тамара Миодушевская / АиФ

Стратегические итоги 2018 и перспективы на 2019 год для России обсудили:

   
   
  • Михаил Геннадьевич Делягин, научный руководитель ИПРОГ, политолог;
  • Фёдор Александрович Лукьянов, политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», профессор-исследователь НИУ ВШЭ;
  • Михаил Леонидович Хазин, российский экономист, аналитик;
  • Сергей Александрович Марков, политолог, генеральный директор НП «Институт политических исследований», Председатель Правления «Византийского клуба»;
  • Андрей Юрьевич Школьников, геостратег.

Как ни старались уважаемые гости быть оптимистами, увидеть источник для прорыва в экономике и социальной сфере, — реальность привела к противоположным выводам.

Михаил Делягин рассказал, что уходящий год ознаменовали два стратегических слома. Внутри страны произошли качественные изменения, благодаря новому пакету социально-экономических преобразований: пенсионной реформе, повышению НДС и налоговому маневру, который, в свою очередь, повысил цены на бензин. Второй слом стал мировым. По мнению политолога, торговые войны Дональда Трампа — это начало разделения мировой экономики на макрорегионы, которое коснётся всех рынков. 

Политолог также отметил, что предвидит наступление глобальной депрессии, которая может начаться в конце 2019-го года, либо позже. «Если мир сорвется в глобальную депрессию, он утащит нас туда же, и у нас будет большой кризис, вызванный внешними причинами», — заявил Михаил Делягин. Он добавил, что в этом случае в нашей стране к власти могут прийти либеральные силы, в то время как во всем мире они сходятся со сцены.

Также на грядущий год Делягин спрогнозировал высокий процент голосов, например, за кандидата Ксению Собчак, если она примет участие в гонке за пост мера Санкт-Петербурга

По словам Фёдора Лукьянова, международная среда становится всё более запутанной и хаотичной. Происходит окончательная смена парадигмы мирового устройства. А те представления о стабилизации ситуации, которые у нас существуют, устарели и неэффективны. Давление на Россию продолжает расти — отчасти сознательно со стороны стран-агрессоров, отчасти в силу естественных причин. По мнению политолога, наше правительство пытается стабилизировать среду, либо отгородиться от нее, либо использовать ее в своих интересах, применяя политику реагирования или дистанцирования. Мировое устройство, которое было создано во второй половине 20-го века, а потом, в несколько деформированном виде, продлилось еще порядка 15 лет, уже не поддаётся адаптации к новой мировой ситуации. Это касается, в том числе, и тех институтов, которые, как считалось, вышли победителями из противостояния 20-го века. «Мы видим, что западные институты, находившееся «на коне» после 92-го года, впадают в серьезнейший кризис», — сообщил Лукьянов. Политолог отметил, что мир становится многополярным, что создаёт новые трудности. 

Фото: АиФ/ Тамара Миодушевская

Борьба за лидерство только начинается. Соединенные Штаты пытаются найти тот формат, в котором американское доминирование в мире отвечало бы их интересам. Россия же потеряла ориентиры в своих устремлениях. По словам Лукьянова, основная цель, которая двигала российскую внешнеполитическую мысль, — доказать, что Россия в состоянии вернуться на мировую арену в качестве одного из ключевых игроков — была достигнута. «К середине нынешнего десятилетия украинские, и особенно сирийские события показали, что попытки игнорировать Россию или как-то ее изолировать были и будут безуспешны», — заявил политолог. 

   
   

Андрей Школьников согласился с коллегами — в ближайшие 20 лет, мир ждет распад на панрегионы. По его мнению, это будут 5-6 крупных регионов, в которых наступит кризис. Со временем этот кризис достигнет своего апогея, после чего вышеупомянутые регионы начнут вновь объединяться. Далее эксперт предвидит 2 варианта развития событий: глобализацию нового типа или триполярный мир, в котором Россия может стать одним из центров. Геостратег уверил, что российские прогнозы не так плохи в сравнении с прогнозами развития политической ситуации в других странах. В частности, в Европе институты ЕС практически перестали играть какую-то роль, а континентальные элиты еще не проявлены. «Процесс по выходу Британии из Европейского союза будет продолжен, потому что любая из стратегий Британии подразумевает ее выход из европейских структур», — заявил Школьников. Возвращаясь к России, по словам эксперта, мы пытаемся идти по сценарию «Москва-Третий Рим». Нам необходимо, чтобы в России появились элитные группы, появились политические общественные движения, которые будут поддерживать разные направления развития. 

Михаил Хазин отметил распад единой монолитной элиты практически во всех странах-лидерах как одну из основных мировых тенденций на текущий момент. По словам экономиста, в Соединенных Штатах Америки наблюдается острый конфликт между условными банкирами-финансистами либерального толка и промышленниками-изоляционистами, фронтменом которых выступает Трамп. Китай так же хорошо известен своими межклановыми столкновениями. В Евросоюзе либеральная финансовая элита намного сильнее, однако, тенденция на раскол элит стремительно нарастает. Хазин заметил, что бытует мнение о том, что в России усиливается либеральное направление. По его убеждению в нашей стране, напротив, усиливается патриотическое движение. По этой причине финансово-экономическая часть достается именно либеральной группе. А внутренняя экономическая и финансовая политики используются как инструменты сохранения власти. «Финансово-экономическая политика правительства и Центрального банка, то есть либеральной группировки, нацелена не на экономическое развитие России, не на экономический рост», — заявил спикер. По мнению экономиста, либеральная группа стремится удержаться у власти, для чего необходимо ликвидировать группу Путина. 

Фото: АиФ/ Тамара Миодушевская

Переходя к прогнозам, Хазин предвидит мощнейший хозяйственный коллапс в апреле — мае 2019-го года. Он утверждает, что велика вероятность диверсии с целью ликвидация условно патриотической группы в российской власти, персонифицированной в лице Путина. Эксперт предположил, что с прилавков может исчезнуть хлеб, в каких-то регионах возникнут дефицит воды или перебои в подаче электричестве. «В этой ситуации нам следует быть сознательными и не поддаваться на провокации», — заключил экономист.

Сергей Марков подтвердил, что к концу года наблюдаются рост неопределённости в международных отношениях и приближение кризиса. «Какие формы примет этот кризис, начнётся ли он в 2019-м году, в 2020-м, или в 2021-м — не знает никто, но очевидно нарастание кризисных явлений», — заявил эксперт. 

В отношении социально-экономической сферы в России политолог отметил стагнацию в области экономики и уровня жизни. В политической сфере -усиление в правительстве умеренно прозападных сил в лице таких фигур, как Алексей Кудрин, Герман Греф, Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина. «Какие это будет иметь результаты — мы пока точно не знаем, но можем фиксировать, что такое усиление произошло», — прокомментировал спикер. Серия действий этого умеренно прозападного правительства в социальной сфере в значительной мере усилила социальное напряжение. В результате чего в этом году произошли перелом политической поддержки партии власти и значительное падение рейтинга Владимира Путина. В критически важных регионах, таких, как Приморский край, кандидаты в губернаторы от партии власти идут самовыдвиженцами, максимально дистанцируясь от партии власти, понимая, что имиджевая поддержка «Единой России» приведет не к повышению, а к понижению рейтинга кандидата.

Марков также отметил, что западные страны продолжили политику «санкционного удушения» России, и есть все основания полагать, что подобные действия будут иметь место в дальнейшем.

Как отметили спикеры, на сегодняшний день ситуация на Донбассе остаётся одной из основных повесток дня, в то время как история с Крымом больше не является актуальной темой для обсуждения. Есть все же свет в конце тоннеля!

Смотрите также: