Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения об актуальных
проблемах в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации
(из выступления председателя профсоюза А.Д.Василевского)
Анализ состояния жилищно-коммунального комплекса России показывает, что несмотря на значительные усилия государства за последние 25 лет по его реформированию и модернизации, преодолеть системный кризис в данной отрасли не удалось. Об этом свидетельствуют объективные исследования и многочисленные обращения граждан — около 60% населения не удовлетворено качеством и доступностью услуг ЖКХ.
Сегодня наиболее остро кризисная ситуация проявляется:
— в высокой степени изношенности жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры (60% — 80%), увеличением объёмов аварийного жилья;
— жилищный фонд в ряде муниципальных образованиях на треть не благоустроен водопроводом, газом, канализацией, горячим водоснабжением;
— более 3 млн. семей стоит в очереди (многие из них десятилетиями) на получение благоустроенного жилья по обязательствам государства;
— многим гражданам не доступна чистая питьевая вода, отравления или другие заболевания стали угрожающе частыми явлениями. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека привозную воду в качестве питьевой воды использует более половины миллиона граждан России, проживающие в 44 субъектах Российской Федерации. Значительное число наземных источников, водопроводов не имеют комплексов очистки, из-за чего около 35% населения страны потребляет не совсем качественную воду, что является причиной многих заболеваний граждан.
— ростом аварийности на объектах ЖКХ, в том числе техногенных катастроф — взрывов бытового газа в жилых домах, обрушений домов, затоплениях, в том числе из-за порывов коммунальных сетей большого диаметра, отравления мусорными свалками и т.п.
— массовых протестных действиях граждан, социальном напряжении как в трудовых коллективах отрасли, так и в значительной части общества.
Дальнейшее пребывание жилищно-коммунальной сферы в таком состоянии может стать реальной угрозой национальной безопасности и политической стабильности в Российской Федерации.
Однако государство преимущественно свои усилия направляет на изменения организационно-правового статуса предприятий отрасли, ликвидацию МУПов и ГУПов, насильственное вовлечение их в концессии, а также на принятие ряда спорных деклараций, нормативных правовых актов, которые оказались неадекватными характеру и масштабам, стоящих перед страной задач.
Основными причинами сложившейся ситуации являются: низкое качество и недоступность (как в натуральном, так и в ценовом выражении) предоставляемых услуг ЖКХ; недостаточно благоустроенный жилищный фонд; крайне высокая степень изношенности основных фондов, отсталые технологии, низкая энергоэффективность; аварии и техногенные катастрофы; дефицит финансовых средств и квалифицированных кадров, массовое банкротство предприятий-производителей услуг, необоснованный рост тарифов, незащищённость малоимущих граждан при предоставлении им жилищно-коммунальных услуг, неэффективное управление отраслью.
Профсоюз жизнеобеспечения считает необходимым:
-обеспечить достаточную господдержку отрасли, доступное кредитование, инвестиции в её развитие. Сегодня в проекте федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, доходная часть которого составляет 14,6 трлн. Руб., предусмотрено финансирование отрасли только на уровне 0,5%. Из консолидированного бюджета Российской Федерации на эти цели планируется направить около 12%, что в разы меньше предыдущих лет. Потребность ЖКХ для нормативного обеспечения жизненно необходимыми услугами граждан России составляет более 12 трлн. руб.;
— совершенствование законодательства, в том числе в сфере государственных закупок, утилизации ТБО, аттестации управляющих компаний, концессии, трудовых отношений и социального партнёрства, что способствует не только привлечению в отрасль высокопрофессиональных кадров, но и достижению социального мира;
— продлить деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ;
— повысить эффективность социального партнёрства — сотрудничество органов власти, объединений работодателей, профсоюзов, общественных объединений должно быть ответственным и продуктивным;
— осуществить реальную модернизацию коммунальной инфраструктуры, мероприятия по ресурсо-, энергосбережению, внедрению новейших технологий, совершенствованию тарифной политики, кадрового обеспечения и др.
Для решения перечисленных задач необходимо разработать и принять Комплексную программу неотложных мер по обеспечению граждан доступными и качественными жилищно-коммунальными услугами.
Выражу уверенность, что партнёрство между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Национальным Центром общественного контроля «ЖКХ контроль» будет способствовать решению вышеперечисленных актуальных проблем жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.
Смотрите также:
- Экономическое развитие страны: работа на благополучие каждого россиянина →
- В борьбе против рака: ход реализации онкопрограммы →
- Пришло время подвести итоги реформы ЖКХ →