Александр Калинин: все у нас будет хорошо!

Александр Калинин. © / АиФ

— «Опора России» — это крупнейшее бизнес-объединение в нашей стране по количеству членов. В организацию входят почти сто отраслевых союзов, в целом мы объединяем порядка 4 тысяч предпринимателей. Первый Госсовет, который провел В.В. Путин, после избрания его Президентом РФ на новый срок, был посвящен справедливой и честной конкуренции. Для малого бизнеса, которого сейчас в стране зарегистрировано около 6 миллионов предприятий и плюс еще есть большая часть, я бы даже сказал, армия самозанятых, которые, так или иначе, занимаются малым бизнесом, еще порядка 15 миллионов человек. Это очень серьезный социальный слой людей, которые объединены определенным видом деятельности, одним мышлением, конечно для них очень важен доступ на рынок, прежде всего.

   
   

— Основной вопрос, который волнует предпринимателей — это проблема конкуренции на рынках производства и сбыта. Невозможно малому бизнесу соперничать с большими госкорпорациями и компаниями. Как стать конкурентоспособным и прорваться на рынок?

Малый и средний бизнес он активен, он рынки просто так не сдает, работает на рынках активно. Речь идет о том, что степень огосударствления экономики за последние годы выросла и это, в том числе, плохо отражается на развитии малого бизнеса. Я приведу некоторые примеры. Первое: закупки госкомпаний — это порядка 27 триллионов рублей в год. Для сравнения валовой продукт нашей страны в год — это чуть меньше 100 триллионов, а это фактически треть экономики. Закупки у единственного поставщика больше 60%. Еще несколько лет назад это было 50% и даже меньше. Сегодня это уже 62-63%. Т.е. если это закупка у единственного поставщика, то, как правило, это не малый бизнес. И закупка осуществляется вне конкурентного поля. Это тревога. На Госсовете выступал министр экономики Орешкин. Он говорил, что доля государства сегодня в экономике, а это и госкорпорации, а также ГУПы, МУПы, она более 50%. А еще недавно доля государства была больше сорока. Естественно, что и малый бизнес это видит, и не может победить на тех или иных торгах. Например, идет огосударствление жилищно-коммунальной сферы. Во многих регионах есть ГУП ЖКХ, например «Жилищник» в Москве. Хорошо это или плохо? Если качество услуг вырастает за счет конкуренции, вырастает прозрачность, то это хорошо. Люди должны привыкнуть, что если мы говорим о демократии, то это, прежде всего, порядок в собственном доме.

— Проблема онлайн-касс. Малый бизнес воспринял это нововведение неоднозначно, что сделано «Опорой России» чтобы помочь предпринимателям в решении этого вопроса?

Когда проводится реформа такого масштаба, уникальная реформа, между прочим, Президент потребовал чтобы при реализации этой реформы были привлечены, в том числе, крупнейшие бизнес-объединения, и чтобы эта реформа проводилась максимально гласно и публично и так чтобы небольшие предприятия в минимальной степени затронула. Наша организация «Опора России» с самого начала и мониторила принимаемые решения, и участвовала в изменении даже принятых решений. Именно по инициативе нашей организации эта реформа была разделена на несколько этапов. Первый этап 1 июля 2017 года завершился, второй этап 1 июля 2018 года завершится. И совсем недавно, когда было 15 лет «Опоре России» и у меня была возможность встретиться с Президентом, мы выступили с инициативой, чтобы третий этап для самой многочисленной аудитории он был отнесен на 1 июля 2019 года. Первый этап коснется 1 миллиона 100 тысяч, второй этап коснется 1 миллион 200 тысяч и третий этап — порядка 3 миллионов предпринимателей. Следующий момент касается совсем небольших индивидуальных предпринимателей, а их почти 3 миллиона, и если им нужно ставить кассу, то они будет ее ставить за счет бюджета РФ, потому что идет налоговый вычет до 18 тысяч рублей. Это масштабная реформа — это примерно 40 миллиардов. Будет установка за счет бюджета этих касс, а не за счет самого бизнеса. Это тоже большое подспорье. И, наконец, эта техника постоянно дешевеет. И если был дефицит при первом этапе реформы, который коснулся в основном крупного бизнеса, то сейчас его нет. Более того, по первому этапу не штрафовали бизнес, если ты кассу поставил позже. И сейчас не будут штрафовать, но если у тебя есть договор о поставке.

— Всем территориям дано право описать те населенные пункты, на которых это не распространяется, к примеру, сельский магазин в труднодоступной местности. И все территории это сделали или почти все. Там можно данные передавать дискретно. Что-то случилось у вас с интернетом, вы вышли в другое место и техника сама передаст, ту накопленную информацию, которая там была. Наконец, там можно сделать заявление через интернет. Регистрация тоже через личный кабинет. Поэтому очень сложная реформа. Ее все очень боятся до сих пор. Но вот то, как она осуществляется сейчас под общественным надзором и контролем, мне кажется, что это как раз пример другого подхода к гражданам своей страны. Сложные реформы нужно проводить вместе. Всегда. Это общество, бизнес и власть. Вот тот, кто владеет этими технологиями, тот получает очень качественный проект. Как здесь министерство финансов сделало, общественная организация малого бизнеса и сами потребители. -

— Каким бизнесом вы бы посоветовали заниматься сейчас во времена санкций и непростой экономической ситуацией в стране? Какие направления предпринимательства наиболее перспективны?

   
   

— Прежде всего, это компетенция. Если у вас есть компетенция в предпринимательской деятельности или в отраслевой сфере, то в первую очередь это переработка и выращивание продуктов питания. Потребитель, например, Китай у них дикая нехватка продовольствия, т.к. они разрешили иметь в семье второго ребенка. Прирост населения ожидается колоссальный. В т.ч. и у нас в России есть спрос. Потом различные IT-сервисы, экспорт в другие страны будет расти значительными темпами. Я бы еще отметил поставки высокотехнологичной продукции, поскольку сейчас введено квотирование на закупку у малого бизнеса — многие сейчас станки закупают, производят деталь какую-то, и хорошо сейчас развиваются. Сфера услуг. Но в чем я вижу проблему? У нас очень неравномерно сейчас развиваются территории. Люди стали мобильнее благодаря 21-у веку, и концентрация бизнесов стягивается в определенный мегаполис. Для мегаполисов это тоже вызов. Это вызывает и проблемы с транспортом и еще много чего. Но ландшафт России меняется, в т.ч. и малого бизнеса, темп изменений такой, что мы каждые 15 лет имеем новую страну фактически. Посмотрите на страну 2000 года и, к примеру, страну 2017 года.

Смотрите также: