Пожарный сезон: уроки 2010 года

   
   

Участник: AIF.RU Ведущий конференций.

6 августа  в пресс-центре «АиФ» (ул. Мясницкая, д. 42, ст. м. «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар») состоялась пресс-конференция при участии заместителя председателя Центрального Совета Всероссийского добровольного пожарного общества Константина Николаевича Белоусова на тему:
«Пожарный сезон: уроки 2010 года».

Круг вопросов мероприятия:
-  Причины пожарной катастрофы 2010 года;
-  Как привлечь людей в ряды добровольного пожарного общества;
-  На какой стадии находится закон о добровольной пожарной охране;
-  Воздействие пожаров и гари на здоровье человека;
-  Возможные превентивные меры перед пожарным сезоном 2011.
Дополнительная информация  по тел.: +7 (495) 252 02 90, +7 (926) 211-45-172.

 

Константин Николаевич Белоусов:  В своем обращении к гражданам России 2 августа текущего года Президент призвал нас объединяться с тем, чтобы помочь нуждающимся. Он продублировал это в своем Указе от 2 августа, где п.8 органам власти и местного самоуправления рекомендовано привлекать добровольцев и общественные организации для участия в локализации тушения пожаров. Премьер-министр неоднократно также акцентировал свое внимание на том, чтобы активнее привлекать добровольцев. Это было сделано не зря. Сегодня мы можем констатировать, что многие граждане откликнулись на призыв. Мы, как общероссийская организация, в чьем уставе прямо прописано оказание гуманитарной благотворительной помощи в сфере пожарной безопасности, подключились к этому процессу практически с первых дней. В 81 субъекте более 800 наших структурных  подразделений работают по сбору благотворительной гуманитарной помощи, а также наши противопожарные формирования находятся в зонах лесных пожаров. Сегодня  привлечено более 1500 добровольцев для локализации и ликвидации пожаров. Радует такая активность и гражданская позиция населения. Конечно, были негативные факторы: попытки мародерства, многие хотели поджечь свои дома, чтобы получить компенсацию, но, в целом, граждане выдержали испытание на гражданскую сознательность. На сегодняшний день можно констатировать, что та помощь, которая оказывается добровольцами, волонтерами ничуть не меньше той, которая оказывается государством, потому что доброе слово, подсказанное в какой-то момент, подвезенная вода или элементарные средства гигиены ничуть не менее важны, чем выплаченная вовремя компенсация.

Я хотел бы сказать, что все это замечательно, добровольцы работают. Но, тем не менее, они работают полулегально, поскольку наше законодательство устроено так, что оно не может стимулировать, более того, даже ограничивает законное волеизъявление граждан в сфере пожарной безопасности. Приведем несколько нормативных коллизий.
В ФЗ «О пожарной безопасности» в 13 ст. участие граждан в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ. Вместе с тем Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит к социально значимым только те виды работ, которыми граждане могут заниматься в свободное время, не чаще чем 1 раз в три месяца и не более 4 часов. Так, как же мы можем привезти гражданина для выполнения его социальных обязанностей на 3 часа раз в три месяца откуда-нибудь?

   
   

У нас есть моменты, связанные с пожарной безопасностью в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные соответствующим постановлением Правительства предполагают привлечение населения к локализации ликвидации пожаров только  в  случае, если это этот пожар принимает размеры ЧС, то есть делается ссылка на Закон «О защите населения и территории природного и техногенного характера». Как привлекать неподготовленных людей, когда пожар уже принял размеры ЧС – это абсурд. Такие ограничения сегодня сдерживают волеизъявления граждан. Мы их привлекаем, принимаем, инструктируем, даем поручения. Сегодня волонтеры-добровольцы при поддержке нашей организации работают во всех субъектах (7 в РФ, где объявлена ЧС). В первую очередь, это приобретение медикаментов, в зону бедствия попало очень много домов престарелых, детских домов, мы почувствовали, что такое пожары, когда стало нечем дышать, на расстоянии 200 м в городе Москве мы ничего не видим. А что говорить о том, когда пожар происходит в нескольких км? Старикам дым просто опасен. Также волонтеры занимаются закупкой нескольких тысяч ватно-марлевых повязок, доставкой воды, медикаментов, продуктов питания. Большим спросом пользуются противопожарный инвентарь, первичные средства пожарной защиты, те же огнетушители, потому что люди, пережившие пожар, чувствуют себя психологически комфортнее, когда они есть под рукой. Та правовая коллизия, которая сегодня сложилась, разрешима принятием соответствующего Федерального Закона «О добровольной пожарной  охране». Он разработан министерством ЧС, мы выступали соисполнителями. Тем не менее, ряд позиций в ходе согласования был нивелирован, например, Министерство финансов считает, что на добровольцев не надо тратить деньги вообще, они все должны делать бесплатно и бескорыстно. Но, позвольте, человека нужно привезти, накормить, одеть, обуть.  Принятие Федерального Закона о добровольной пожарной охране жизненно необходимо.
Становится также актуальным вопрос о возмещении убытков. У нас в памяти остался случай с «Хромой лошадью», когда погибло большое количество людей, и государство вынуждено было нести затраты на возмещение компенсаций семьям погибших. Это, к сожалению, продолжается. Мы опять понимаем, что есть масса пострадавших. Сегодня Президент и премьер-министр говорят, что все будет восстановлено в кратчайшие сроки, но, опять же, за счет государства, а значит, за наш с Вами счет, хотя во всем мире работает механизм противопожарного страхования, когда ты не начнешь бизнес без того, чтобы он не был застрахован. Тогда случай с «Хромой лошадью» просто не лег бы на плечи государства, возмещение финансов  легло бы на плечи страховой компании. Рассмотрим такую ситуацию: у нас масса людей живет в домах барачного типа. Представим, что по вине алкоголика сгорает барак, люди остаются без крова, требуется строительство нового жилья, либо восстановление сгоревшего. За чей счет? Казалось бы, есть виновник, но он социально неблагополучен, не имеет работы, с него нечего взять, то есть опять вопрос бюджетный. Если бы жилье было застраховано, то такой проблемы не возникло. Можно сказать о положительном опыте в Москве, когда жилой сектор страховался принудительно, когда в бюджет частично вкладывались средства страхования жилья. Сегодня жилой сектор страхуется добровольно жильцами, эта сумма включена в плату за квартиру и не носит глобальных масштабов – это копейки за квадратный метр. Когда сгорает все и возникает проблема возмещения, то здесь, я думаю, страховка будет для многих спасением.
Есть законопроект «О противопожарном страховании», который также разрабатывало Министерство по чрезвычайным ситуациям. Но он столкнулся с определенным промышленным лобби, псевдозащитниками прав человека, которые усмотрели в этом законе некий дополнительный налог, как для бизнеса, так и для граждан. Поэтому сейчас обязательного противопожарного страхования у нас нет. Добровольно страхуется мало кто.
Решение на законодательном уровне проблемы легитимности пожарных добровольцев и противопожарного страхования будет пока оставаться открытым.

 Вопрос СМИ: В каком состоянии сейчас находятся законопроекты о страховании и добровольцах, расскажите об этом подробнее.

Константин Николаевич Белоусов:  Законопроект  «О добровольной пожарной охране» на сегодняшний день полностью разработан, прошел необходимые согласования и экспертизы. Сейчас проходит корректировка и подготовка к первому чтению. По прогнозам до конца года он должен быть принят, но пока еще не прошел первое чтение. Там есть ряд принципиальных моментов, которые согласовываются. Требуется внесение изменений в другие нормативные акты федерального уровня.

Законопроект «О противопожарном страховании» разработан, был анонсирован в феврале текущего года, сейчас проходит согласование и экспертизу в соответствующих структурах. По прогнозу планировалось принять его до конца текущего года. В первоначальном варианте это был закон о противопожарном страховании, сегодня это закон о страховании ответственности владельцев объектов с массовым пребыванием людей. После случая с «Хромой лошадью» его немного подкорректировали, чтобы владельцы объектов с массовым скоплением людей страховали свои помещения, и могли обеспечить возмещение от убытков, нести ответственность за здоровье людей. Но при этом мы оставили за бортом вопросы страхования жилых помещений, потому что это будет дополнительным налогом для граждан и приведет  к обогащению страховых компаний. Я думаю, по мере построения гражданского общества мы придем к этому, в первую очередь, должно измениться самосознание граждан. Но без законов мы будем дальше нести бремя компенсаций убытков, которые происходят после пожаров. Это закон для бизнеса, его движение активизировалось после случая с «Хромой лошадью», но, к сожалению, оттуда исключено жилищное страхование, а у нас большинство пожаров происходит в жилых помещениях.

Вопрос СМИ: Сколько добровольцев Подмосковья было задействовано в тушении пожаров?

Константин Николаевич Белоусов:  По последней сводке около 1500 добровольцев участвуют в тушении пожаров во всех субъектах РФ. По последним данным на ликвидации пожара в Томилинском лесопарке Лыткарино привлекалось 50 добровольцев.

Лесные пожары делятся на несколько видов – низовые, верховые. Верховые пожары тушить добровольцы не могут, низовые (когда горят кустарники, трава) мы ликвидируем. Добровольцы вооружены не так, как МЧС, но они участвуют в тушении пожаров. Во всем мире добровольцы превышают количество профессионалов. Это связано с деньгами. Если мы берем содержание добровольца и профессионала, то разница достигает десятков раз. Если в Германии в пожарной части дежурят только руководитель и водитель пожарных машин, все остальные по сигналу в течение нескольких минут пребывают на рабочее место и выдвигаются на тушение пожара, то есть, нет необходимости содержать несколько смен, которые постоянно дежурят. Добровольцы могли бы «прикрыть» те населенные пункты, которые пока не «прикрыты» профессиональными пожарными, потому что содержать профессиональных пожарных муниципального образования и Сельсовета мы не в силах. С нашей помощью есть пожарная часть, мы закупаем машину, муниципальное образование оплачивает зарплату водителю - такая пожарная часть сохраняет несколько населенных пунктов, которые находятся за радиусом выезда профессиональных пожарных подразделений. Я надеюсь, такая практика будет дальше развиваться.

Вопрос СМИ: Среди добровольцев не было пострадавших?

Константин Николаевич Белоусов:  В силу существующих нормативных пробелов обеспечение здоровья добровольцев законодательно никак не прописано. Мы вынуждены на свой страх и риск привлекать людей, по возможности обеспечивать их безопасность, проводить инструктаж, чтобы они не пострадали. Другого выхода нет. Отказаться от помощи людей было бы неправильно с точки зрения гражданской позиции. Нормативно этот вопрос остается не регулируемым, добровольцы пока не защищены.

Вопрос СМИ: Какие привентивные меры принимаются в масштабах страны?

Константин Николаевич Белоусов:  Я не уполномочен за страну решать. Неизвестно, что творится в лесном фонде, который распределен между рядом Министерств, вопросы взаимодействия этих ведомств решаются не очень хорошо, нет единой политики по обеспечению безопасности в лесах. Там, по сути дела, порой происходит безобразие, бардак. Начать нужно с того, чтобы исключить причину возникновения пожаров. Да, жара, природные условия способствовали развитию очагов, которые возникли по вине, в том числе, несознательных граждан. На мой взгляд, надо исключить условия возникновения очагов возгорания, провести мероприятия, которые были прописаны в старых нормативных документах: деление леса на кварталы, соответствующие мерализованные просеки, опашка на подходах к населенным пунктам и так далее. Я знаю, что такие мероприятия проводятся, но на уровне фермеров и муниципальных образований это делается не очень ответственно. Много есть вопросов, но я не уполномочен их решать. Я надеюсь, к следующему году соответствующие ведомства подойдут более подготовленными.

Вопрос СМИ: Вы не считаете, что тушение пожаров лучше доверить профессионалам?

Константин Николаевич Белоусов:  Незащищенность, конечно, присутствует, но мы стараемся использовать этих людей не настолько, насколько в проведении боевых действий. У нас есть масса населенных пунктов, которые возможно попадут под лесной пожар, людей надо инструктировать, раздавать памятки, обучать, как вести себя во время пожара. Этим занимаются волонтеры, в огонь их никто не толкает. Там, где речь идет  о тушении пожаров, мы говорим о ландшафтных пожарах, где горит трава, где достаточно элементарных навыков, способов тушения пожара с тем, чтобы до того, как прибудут профессионалы, не допустить его распространения.

 

 

Смотрите также: