Участник: AIF.RU Ведущий конференций.
В среду, 9 июня в 14:00 в пресс-центре «АиФ» (м. «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар») состоялась пресс-конференция «Пути возрождения, сохранения и развития местных очагов народного искусства и традиционных форм патриотического и эстетического воспитания» и вернисаж выставки деревянной народной игрушки из Вологодского леса «Волшебная игрушка Михаила Кутепова».
Выставка проводится в Пресс-центре «АиФ» в серии выставок народного искусства из собрания Анатолия Панина в рамках проекта «Возвращение к истокам».
В пресс-конференции и открытии выставки приняли участие:
А.Н. ПАНИН - кинорежиссер;
А.У. ГРЕКОВ - Председатель комиссии по народному искусству СХ России, директор Художественно-педагогического музея игрушки РАО, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ;
Э.С. КУНИНА - Председатель Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия и народного искусства, член Комиссии МИД по делам ЮНЕСКО;
Ю.Б. ИВАНОВА - заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества;
Н.Ф. ВЯТКИНА - заместитель директора по науке Музея наивного искусства, член комиссии по народному искусству СХ России, член Ассоциации искусствоведов международного российского творческого союза историков искусства и художественных критиков;
М. ГОРШКОВ - исследователь народной музыки и народной игрушки.
А.Н. Панин: Я хочу начать с того, что сейчас русская деревня погибает, старики умирают, молодежь находит в работу и уезжает в города. Деревня совершенно опустела. Я наблюдаю за деревней в Ивановской области, в которой ранее было 60 семей, а сейчас осталось всего 14, и ни одного молодого человека, ни одной молодой девчонки – все ушли. Это предмет для очень серьезных размышлений. В разное время были очень тяжелые времена для русской деревни, но как-то все получалось, потому что были люди, которые любили деревню, понимали ее, ездили туда по душевной склонности, искали мастеров, дружили с ними, помогали. Они определяли спрос на произведения народного искусства, сейчас это активно прекращается. В этой ситуации проект возвращение к корням, который сейчас проводится в выставка «АиФ»-е необычайно актуальна. Надо поговорить об этом, необходимо предпринимать шаги для того, чтобы сохранять народное искусство.
На первой выставке мы рассказывали о причинах гибели народного искусства на примере деревни Филимоново. Коротко на ней говорилось о том, что понадобились игрушки для ВДНХ, где она распространялась весьма активно. В этой ситуации получилось, что выбрали 4 женщин, за каждую игрушку им заплатили. Им выдали дипломы, их сделали заслуженными художниками, а вся остальная деревня осталась не причем. Это был первый удар, деревня перестала производить игрушку, пропали товарники, которые распространяли продукт на ярмарке, то есть сбыт прекратился. Постепенно жизнь в деревне была восстановлена усилиями союза художников, которые любили эту деревню, и старались ей помочь. Правда, игрушка сейчас делается ни в самой деревне.
Сегодня все стало намного сложнее. Нам важно понять, о чем мы думаем, когда говорим о возвращении к корням. Раньше мы видели произведения народного искусства в быту. В последние годы, когда перестал действовать закон, запрещающий вывоз из северных регионов предметов народного искусства, возникли «бизнессовые дома», которые вывозили все, что можно было вывезти, и спекулировали этим. Деревня уже обескровлена. Сейчас нельзя увидеть того, что называлось кремневым искусством. В редких случаях кто-то может что-то сделать. Такова нынешняя ситуация, я обрисовал общую картину происходящего.
А.У. Греков: Хочу заметить, что тема, которую вы заявили, является ключевой, она требует достаточно длительного времени дискуссий и обсуждения. Такие обсуждения состоялись 2 года назад, когда мы провели всероссийскую выставку народного искусства в Вологде, где в течение двух дней во время научных конференций мы обсуждали состояние народного искусства России.
Проблемы не так поверхностны, мне кажется, они лежат гораздо глубже. Анализу этих проблем мы посвятили наш сборник, который вышел в Академии художеств совместными усилиями всех специалистов России по народному искусству, не только теоретиков, но и практиков.
Ключевое слово, заявленное в нашей теме, - это возрождение. Это не новая идея возрождения народного искусства, так как, сколько существует народное искусство, его всегда пытались возрождать. В 19 веке это делало земство, тогда народное искусство упало под натиском страны, зарождающейся промышленности. Тогда выделился слой людей, наиболее подготовленных интеллектуально, которые взяли на себя миссию сохранения народного искусства, возрождения традиций. Ими был придуман круг способов, с помощью которых они пытались достичь этих целей. Эти способы не всегда были идеальны, но они в своем движении были правы. Мы эти времена называем с пиететом людей, которые стояли у истоков поддержания народного искусства, сохранения его в трудные времена для России.
Наш музей – пример тому, как в 1918 году, сразу после революции, кучка энтузиастов пришла к идее возрождения народного творчества. Двое из них были практиками, один - теоретиком, это Николай Дмитриевич Бартрам, художник, собиратель. К сожалению, только наш музей дожил до сегодняшнего времени. До 1931 г. он находился в Москве на Пречистенке, а после был перевезен в Загорск (нынешний Сергиев-Посад). Итак, многострадальная судьба музея народной игрушки чем-то отразила многострадальную судьбу народного творчества: многократные переделки, переезды, распаковки, утраты и т.д. Так и народное искусство вынуждено было адаптироваться к условиям социально-политической жизни в стране на данном этапе исторического развития.
Возможно ли возрождение сегодня? Есть ли, что возрождать, и нужно ли возраждать это? Я думаю, что ответ на эти вопросы будет положительным. Нужно возраждать отношение, прежде всего, к народному искусству в душах людей, семьях, а для этого нужна государственная программа. Неоднократно обращались к правительству с этой проблемой Мария Александровна Некрасова, крупнейший специалист в области народного искусства, бывший руководитель нашего отдела, член научно-исследовательского института Российской Академии художеств, и Геннадий Иванович Варешев, который возглавлял комиссию народного искусства Союза художников России. Наши обращения зачастую оставались без ответа. Хотя я, по-прежнему смею утверждать, что нужна целевая программа по сохранению культуры народа, потому что она лежит в основе всей культурной традиции. Она, как живой источник, подпитывает все профессиональное, что есть в России, и дает возможность существовать самодеятельному искусству.
Ю.Б. Иванова: Я представляю Государственный российский дом народного творчества – это одна из старейших организаций, она была создана 95 лет назад в 1915 году на личные пожертвования выдающихся деятелей российской культуры, в том числе артистов Московского художественного академического театра. Немало сил приложил для создания такого дома русский художник Василий Дмитриевич Поленов. В 1915 году был создан особый дом, который занимался изучением любительского творчества. Сначала занимались театрами, затем поющей Россией, хорами. Наш отдел существует очень давно в этом доме, мы занимаемся декоративно-прикладным и изобразительным любительским видами искусства. Название нашего дома постоянно менялось: до 1929 года он носил название Поленовский Дом, в годы советской власти - Дом самодеятельного творчества трудящихся имени Н. Крупской, а в момент перестройки он стал Государственным Российским Домом народного творчества. Наша организация подчиняется Министерству Культуры РФ, то есть мы – федеральное государственное учреждение культуры. Это уникальная организация, которая продолжает работать методично, слаженно, и имеет систему центров домов творчества по всей России, кроме, к сожалению, Московской области. Если вы приедете в любой регион страны, и спросите, есть ли там дом народного творчества, то обязательно найдете такую организацию. Мы работаем с творчески активными людьми, которые составляют соль нашей земли, это творцы из народа.
Под понятием «искусство» часто понимают разное. Искусство – это высшее проявление художественных достижений, которые дает народное творчество. А творчество – это создание нового, небывалого, творить могут дети, пенсионеры, начинающие, любители. Мы знаем, что сегодня существуют различные формы народного творчества, в том числе в художественной области декоративно-прикладного искусства. Чтобы понять, что сегодня происходит, надо рассматривать, анализировать. Существует целое направление по поддержке традиционного искусства. В нашей системе это одна из главных задач. Кроме того, мы поддерживаем новации, которые есть в народном промысле. В 90-е годы в России были созданы специализированные учреждения культуры – центры ремесел, где происходит систематическая работа по сохранению традиционной ремесленной культуры в той или иной области. Примеры: ремесла Сибири, на Ямале, где поддерживают национальные традиции, Центр ремесел в Удмуртии, который имеет собственную научную программу. При нем создан особый художественно-экспертный совет, куда входят ученые, которые работают с мастерами и направляет их деятельность. К сожалению, такая ситуация не по всей России. Низкий уровень сохранился, хотя Россия настолько разнообразна, и вопрос о поддержке народного искусства постоянно ставится на разных уровнях. Не случайно в декабре 2006 года вопрос о поддержке и сохранении традиционной культуры рассматривался Госсоветом в Кремле, были приняты очень важные, знаковые решения по поддержке этого направления.
Наш отдел проводит интересные художественные акции по различным видам материала: это и фестивали, конкурсы, выставки. Сейчас готовится акция в городе Кирове – 5-ый Фестиваль современной рукотворной игрушки. Отмечу уникальный конкурс «Русский костюм на рубеже эпох», который пройдет в октябре в городе Ярославль – это современная биенале, где ставится проблема реконструкции русского костюма, форма сценического костюма, современного авторского костюма. Все это конкурс, в котором есть очень хороший стимул. Кроме того, чудесные проекты проводятся в Иваново, например, «Лоскутная мозаика в России» - это пограничный жанр, который привлекает мастеров, наследующих техники лоскутного шитья, и современных художников, очень активно работающих в этом интересном виде народного искусства. В Твери и Вологде один раз в три года собираются гончары России. По всей стране проводится очень много мастер-классов по возрождению и практической передачи из рук в руки того самого мастерства.
М.М. Горшков: Я бы хотел сказать, что главный момент – это личное отношение человека к красоте и миру. Я не могу себя отделить от народа, которому принадлежу. Как человек, который практически познает народную культуру, я обучался у народных музыкантов в деревне. Для меня есть учителя, к уровню которых я буду стремиться. Мне сложно отделить сферу, которая ко мне не имеет отношения. Я считаю, самое главное – это то, какое отношение у нас к той же самой игрушке, к тому же самому половику... Парадокс: то, что по разным причинам происходило в народной игрушке, вызывало разное отношение, восприятие, ценность, поэтому игрушка менялась, потому что вещь сама по себе не существует, она находится в контексте - это комплекс отношений. Когда ты даешь клубок бересты ребенку – это одно отношение, когда создается промышленность по производству игрушек – это другое отношение.
В жизни дети рождаются – ребенок должен играть. Если ребенку надо играть, то он найдет себе игрушку, или сделает ее из того, что есть под руками. Замечательно то, что русский человек жил в деревне, лесу, видел природу, ощущал, воспринимал ее. То есть предметом, материалом для создания игрушки были природные ресурсы, и через них хорошо проявлялась взаимосвязь человека с природой. Главное – наше личное отношение к этому, а государственные программы могут только помочь. Если нет востребования, любви, понимания, стремления к красоте - то все будет бесполезно.
Я могу сказать, что главная проблема, которая происходит с детьми сейчас в том, что, несмотря на огромное количество кружков, занятий, большинство ребят 10-12 лет не знают, что чем-либо в жизни нужно интересоваться. Если не будет решен этот вопрос – то все остальное будет бесполезно. Это может быть решено в том числе способом, когда ребенок получает в руки какой-то предмет, который его притягивает, с которым он общается, и за который его не убили бы, если он его сломает, такой, как деревянная игрушка. Сравнивая мастеров опытных, которые учились, видели образцы, и молодых, могу отметить, что формы игрушек похожи, но содержание совершенно разное. Через форму предмета мы можем что-то ощущать - это и есть культура. Отсутствие культуры сегодня дает последствия той проблемы, которую мы обсуждаем.
Вопрос СМИ: Причем здесь государство, если в принципе формирование человека идет от семьи и от учителя? Например, вы упомянули музей Бартрама, но мало кто из людей моего поколения знает, что он существует, что он – единственный в России.
А.У. Греков: Это не единственный музей в России. Сейчас наблюдается всплеск интереса людей к игрушке, в том числе кукольной. Вы говорите о продукте, а я говорю об условиях сохранения очагов, чему посвящена сегодняшняя тема разговора. В свое время после революции, когда возрождение очагов народной игрушки только начиналось, поиски привели к тому, что нужно учить мастеров их искусству. Для этого стали создавать профессиональные технические школы. Земельное министерство занималось этой проблемой. Профессиональных художников, заканчивающих высшие учебные заведения, стали привлекать к тому, чтобы они руководили этими профессионально-техническими школами на местах. Это дало резкий рост внедрения профессионального в народную традицию, и не способствовало сохранению традиционных корней. Артели сохранялись в этих местах, как известно, это в них сохранялся традиционный способ производства, а фабричный – уже заимствованный с Запада. Когда в 61 году было принято решение о создании в традиционных местах фабрик, был сделан следующий шаг по переходу промысла на фабричное производство. Большие предприятия, которые там появились, расходы на их обслуживание были внесены в цену продукта. То есть появились новые условия жизни, и промыслы не смогли существовать, как раньше. Сейчас многие из этих предприятий попали в частные руки. Люди, в руки которых попали промыслы, диктуют свои условия художественного облика. Я говорю о программе, которая защитила бы государственно традиционные очаги развития и бытования народного промысла, а дальше каждый выбирает то, что ему пишут. Но для этого нужна и работа семьи над его воспитанием, и работа школы. Я знаю, что есть школьные программы, которые во многом адаптируют маленького человека к восприятию традиционного народного искусства, но я думаю, что этого недостаточно. Надо, чтобы велась общая государственная политика по адаптации ребенка к народному искусству, по сохранению традиции народного искусства, по широкой пропаганде этих традиций. Выставка, о которой я упомянул, была создана усилиями энтузиастов, хотя Министерство культуры нам помогло, и был выигран гранд Лавутской картинной галереи на ее проведение. Такого события не было 20 лет. Предыдущая всесоюзная выставка народного искусства проходила в Манеже в центре Москвы. Тогда она привлекла к себе интерес всех, кто прикоснулся к ней, стояли огромные очереди, люди задавали вопросы, проводились мастер-классы – все это было.
А.Н. Панин: Я хочу сказать, что выставка, которая проходила в Манеже, была уничтожена. Она была закрыта по непонятным причинам.
А.У. Греков: Таким образом, фестивали, которые проводятся в России, собирают огромное количество людей. Наш музей, несмотря на то, что он находится далеко от Москвы, принимает больше 30 тысяч детей в год. Я не считаю, что это много. Если бы он был в Москве, то эта цифра была бы намного больше. В 20-е годы наш музей по популярности занимал второе место после Третьяковской галереи, и Бартрам настолько был популярным среди молодого поколения, что музей не знал отбоя от посетителей - это общеизвестный факт. Когда музей перевели в Загорск, для него настало трудное время, он долго восстанавливался. Но приблизительно с 80-х годов у нас вернулось количество посетителей, делали новые программы, сейчас мы будем отправлены в «самостоятельное плавание» - станем бюджетным учреждением, мы готовимся к этому: у нас есть программы мастер-классов, мы готовим большое количество людей, расписываем с детьми игрушки. На эти продукты спрос проявляется активно.
А.Н. Панин: Я бы хотел поговорить о сохранении коренного искусства, о передаче возможностей от деда к внуку. Я начал с того, что деревня уничтожается. Видимо, с этой позиции надо думать о том, что можно и нужно делать для того, чтобы сохранить корневые традиции. Привлечение детей к музеям истории – это очень хорошо, но на самом деле, если 30-40 лет назад в той же комиссии по искусству было 1,5 десятка энтузиастов, то люди, которые непрерывно ездили по промыслам и знали именно деревенских художников, сейчас практически отсутствуют.
А.У. Греков: Сегодняшняя комиссия по народному искусству, которую я возглавляю, состоит из ведущих специалистов в области оборудования, ведущих практиков способов, которые занимаются конкретикой, то есть, представлены все виды народного мастерства. Мы присваиваем им звание «народного мастера» на конкурсной основе.
А.Н. Панин: Я считаю, что фабрика и народное искусство – это две разные вещи. Народное искусство – это не фабрика. Любая «фабрикация» народного промысла всегда приводила к полной его деформации.
Ю.Б. Иванова: Я считаю, что народное искусство должно быть нужно народу, и только он сможет его развивать и возрождать.
Смотрите также:
- Читающий школьник – мечта и реальность →
- Михаил Ремизов: С русским стержнем →
- Почём лапти для народа? →