Полгода прошло с момента подписания Минска-2 в феврале 2015 года. С тех пор ощутимого прогресса на пути к мирному урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины отмечено не было. Киев игнорирует соглашения, начиная с первых же пунктов: перемирие до сих пор довольно шаткое, а отводить вооружение от линии разграничения ВСУ не собирается. При этом терпение как европейских, так и российских партнеров уже на исходе.
Во время последней встречи в трехстороннем формате с участием Петра Порошенко, Ангелы Меркель и Франсуа Олланда на украинского президента явно было оказано сильное давление со стороны европейских коллег с целью принудить его к выполнению минских договоренностей. Накануне встречи пресс-служба украинского лидера старательно анонсировала беспрецедентные решения, которые могут быть приняты в ходе переговоров.
Но чуда не произошло. Вышедшие к журналистам лидеры трех стран опять подчеркнули не только важность и безальтернативность Минских соглашений, но и недопустимость изменения «нормандского формата», в том числе в виде присоединения к нему новых участников.
Европейский план «Б»
Тем не менее, гарантий того, что прогресс в мирном процессе наконец будет достигнут, пока нет. Уже на следующий день после громких заявлений Порошенко в Берлине представители ДНР сообщили об усилении обстрелов Горловки и Спартака, причём с применением зажигательных снарядов.
Он напомнил, что Украина исторически государственности и не имела, а территория страны всегда представляла интерес для разных европейских держав. «Да, это в значительной степени российские интересы, но — и польские, и румынские, и немецкие. И если следовать такой логике, то Украина разделится не пополам, как кому-то кажется, и даже не на три части. Другой вопрос, что раздел — это огромные издержки, кризис, споры вокруг тех или иных частей. И по большому счету сегодня это никому не нужно», — пояснил эксперт.
«Судя по заявлениям Порошенко в Берлине в понедельник вечером, госпожа канцлер объяснила ему внятно о последствиях срыва мирного процесса. А уж на сколько этого „внушения“ хватит, увидим в ближайшее время», — заключил Мартынов.
Российский план «Б»
Между тем ряд СМИ уже написали о возможной выдаче российских паспортов на территории самопровозглашенных республик. Этот шаг аргументируется тем, что в связи с блокадой Юго-Востока Киевом, подростки в Донецке и Луганске по достижению совершеннолетия не имеют возможности получить украинские паспорта и фактически остаются вообще без каких-либо документов.
О том, что Россия готова рассмотреть вопрос о паспортизации Донбасса, в июле заявлял и глава ЛНР Игорь Плотницкий. Его слова приводит РИА Новости — Украина. Его коллега из ДНР Александр Захарченко, однако, счёл тогда обсуждение такой возможности преждевременным. В свою очередь источник в ФМС России подтвердил АиФ.ru информацию о том, что вопрос действительно рассматривается.
Между тем, в конце августа появились и новые слухи о том, что вскоре после проведения в республиках местных выборов будет объявлено о назначении референдума по вопросу присоединения к России. Об этом пишут СМИ со ссылкой на «источники в окружении главы ДНР Александра Захарченко».
При этом Денисов подчеркнул, что реакция на результаты такого референдума, какими бы они ни были, со стороны Москвы — это отдельный вопрос. И она может быть разная: от признания или непризнания референдума до присоединения или неприсоединения новых субъектов к РФ.
План Порошенко?
«Это будет уже радикальным изменением ситуации. Потому что сегодняшний хоть слабый, но консенсус держится на том, что все стороны поддерживают подписанный документ. Он был одобрен Совбезом ООН и даже США высказываются за правильность и необходимость минских соглашений. Поэтому если и Евросоюз, и Россия будут рассматривать такие действия Порошенко не как его частную инициативу, а как решение Соединенных Штатов, то понимание этого сделает свободными и Россию, и ЕС в принятии дальнейших решений», — сказал Куликов.
По мнению эксперта, действия при этом могут быть самыми разными. «И Россия, и ЕС сценарии на этот случай имеют», — подчеркнул он.