«Мы — гестапо». Как отставной милиционер Костенко стал героем новой Украины

«Жертва режима»

Прокуратура Крыма распространила сообщение о том, что суд Симферополя вынес решение об аресте участника массовых беспорядков в Киеве в феврале 2014 года Александра Костенко. Костенко обвиняется в посягательстве на жизнь сотрудников крымского подразделения «Беркут», которые участвовали в охране общественного порядка в Киеве.

   
   

Само уголовное дело было возбуждено по инициативе прокурора Натальи Поклонской, пострадавшими по нему признаны 49 бойцов крымского «Беркута».

Разумеется, арест Костенко привлёк внимание украинских СМИ, которые сообщили о новой «расправе над украинским патриотом, осуществляемой российскими спецслужбами».

«Оккупанты в Крыму начали аресты людей, участвовавших в Евромайдане», — разразился заголовком один из украинских порталов. Другие СМИ Украины также упирали на то, что речь идёт якобы об общественном активисте, подвергающемся преследованиям за свои политические взгляды.

«Дело о проституции»

Впервые имя Александра Костенко на Украине громко прозвучало в 2013 году. Два сотрудника крымской милиции Александр Костенко и Станислав Краснов заявили, что раскрыли преступную группу, занимавшуюся похищением крымчанок, которых переправляли в Москву и заставляли заниматься проституцией.

По заявлению Костенко, одна из жертв, жительница Симферополя Наталья Шугальская, обратившаяся в правоохранительные органы, по фотографии в Интернете опознала в одном из похитителей... главу одной из крупнейших российских газет.

Разразился громкий скандал, который особенно активно раздували депутаты Верховной Рады от ультранационалистической партии «Свобода». В этом нет ничего удивительного, ведь сторонниками радикальных националистов были сами милиционеры, «раскрывшие» преступление.

   
   

Здесь пора дать небольшую биографическую справку о героях нашего повествования.

Борцы за правду

Александр Костенко, 1986 года рождения, уроженец города Кривой Рог Днепропетровской области, работал в Киевском райотделе милиции города Симферополя в должности сотрудника отдела кадрового обеспечения и носил погоны старшего лейтенанта.

Его сверстник Станислав Краснов, уроженец Симферополя, ранее носивший менее звонкую фамилию Удот, в том же Киевском райотделе трудился оперуполномоченным в звании лейтенанта.

Помимо общих националистических взглядов, Краснова и Костенко объединяло весьма вольное трактование закона. Настолько вольное, что жалобы от граждан, поступавшие на эту парочку, заставили наложить на милиционеров несколько взысканий, а затем и вовсе встал вопрос об их увольнении из органов.

Уходить в качестве изобличённых «оборотней» Костенко и Краснову не хотелось, куда более привлекательным выглядело амплуа «борцов с режимом». Тогда-то и возникло «дело о секс-рабынях».

Прокуратура, проведшая проверку, обнаружила, что громкое расследование буквально высосано из пальца. Потерпевшие, путавшиеся в показаниях, затем поспешили от них отказаться.

В это время Костенко и Краснов давали пресс-конференции, рассказывая о том, что на них давят, не дают расследовать дело, угрожают расправой. Все ранее наложенные взыскания милиционеры объясняли местью коррумпированного руководства.

В итоге дело предсказуемо закончилось ничем, а Костенко и Краснова в сентябре 2013 года уволили из правоохранительных органов.

Камера пыток

Друзья с гордо поднятой головой в ореоле мучеников отправились в Киев, где их своими помощниками сделал народный депутат от партии «Свобода» Эдуард Леонов.

А вскоре грянул «Евромайдан», и уволенные милиционеры оказались в первых рядах его активистов.

«Украинская революция» в спецпроекте АиФ.ru «Евромайдан. Хроника падения»

Чем именно они занимались, стало известно в январе 2014 года, когда в Интернете появилась аудиозапись, сделанная в подвале захваченной «евромайдановцами» Киевской горадминистрации. На записи человек с голосом, похожим на голос Костенко, докладывал кому-то о результатах пыток захваченных в плен сотрудников «Беркута». «Один всё рассказал, второй ещё упрямится, — говорил человек на записи. — А нам всё равно, мы "гестапо"!». На фоне этих слов были слышны крики истязаемого человека.

Свидетелями пыток, которые проводили Костенко и Краснов, стали и рядовые участники «Евромайдана», находившиеся в здании горадминистрации. Потрясённые люди отмечали, что бывшие милиционеры, на тот момент занимавшие посты помощников коменданта захваченного здания, пытали людей с явным удовольствием и весьма профессионально. Возможно, эта «сладкая парочка» набила руку в пыточном деле ещё во время службы в симферопольской милиции.

Скандал в благородном семействе

Понятно, что в случае, если бы противостояние в Киеве завершилось поражением «евромайдановцев», избежать суда Костенко и Краснову вряд ли бы удалось. А победа «Евромайдана» позволила предать забвению все преступления, совершённые его активистами.

Вновь имена Костенко и Краснова всплыли 22 мая 2014 года, когда депутат Леонов заявил, что два его помощника бесследно исчезли, их телефоны не отвечают, а из их съёмной киевской квартиры пропали ценные вещи.

А в тот же день Служба безопасности Украины распространила в украинских СМИ материал о ликвидации в Киеве базы неких «пророссийских боевиков». «Позиционируя себя активистами Евромайдана, "А" и "С" готовили целый ряд акций диверсионно-подрывного характера против нашего государства, собирали информацию и передавали российским координаторам о том, как всё проходит. Опасность заключалась в том, что указанные особы — бывшие милиционеры...» — сообщал представитель СБУ.

Из квартиры «боевиков» были изъяты три автомата Калашникова АКСУ, два пистолета Макарова, пневматическая снайперская винтовка высокого давления, травматический пистолет, переделанный для отстрела патронов смертельного действия, ручные гранаты РГД-42 и Ф-1, большое количество боевых патронов и самодельных взрывных устройств.

Также в квартире оказалось такое изобилие компонентов взрывных устройств, что на время их изъятия было принято решение эвакуировать жильцов дома.

В гараже, арендованном «диверсантами», нашли имущество, пропавшее из Киевской горадминистрации, — государственные и юбилейные награды (более 10 тысяч единиц), мебель, металлические сейфы, компьютеры и бытовую технику, а также многое другое.

СБУ продемонстрировала и фото задержанных боевиков, правда, с заретушированными лицами. Впрочем, журналисты, помнившие Костенко и Краснова по громким пресс-конференциям, по внешнему виду определили, что речь идёт именно о них.

Окончательно это стало понятно, когда выяснилось, что квартира, которую доблестно захватил спецназ СБУ, и квартира, где жили якобы пропавшие помощники депутата Леонова, — это одно и то же помещение.

После этого и СБУ, и депутат Леонов на эту тему более не высказывались. Но судя по тому, что Костенко и Краснов вскоре вновь оказались на свободе, стороны благополучно уладили конфликт.

Батальон «Крым»

Тем более, что Леонову уже приходилось «отмазывать» своих помощников — в декабре 2013 года в Крыму автомобиль Костенко и Краснова остановили для проверки и обнаружили в нём несколько десятков резиновых дубинок. Сомнительный груз, следовавший в Киев, партия «Свобода» оправдала лихо, объявив, что дубинки в машину... подкинули сами проверявшие машину милиционеры с целью провокации.

Деморализованные стражи порядка отпустили своих бывших коллег с дубинками на все четыре стороны.

А для каких же целей Александру Костенко понадобилось оружие и взрывчатка в мае 2014 года?

Как оказалось, Костенко занимался созданием добровольческого батальона «Крым», ставившего перед собой задачу освобождения полуострова от «российской оккупации».

Деятельность Костенко описана на странице батальона «Крым» в «Фейсбуке»: «Александр как очень неравнодушный человек, не имея возможности вернуться в Крым, ещё в марте 2014 года, сразу после оккупации Крыма, основал благотворительный фонд "Украинский Крым — возвращение". Размер помощи этого фонда трудно переоценить. Он помогал и переселенцам из Крыма, и детским домам, и крымским пограничникам, которые несут боевое дежурство. Его вклад в волонтёрство огромный, при том, что он никогда не занимался самопиаром. Без Александра Костенко существование нашего батальона было бы невозможно, это факт. Вдруг в ноябре Александр исчез, любая связь с ним прервалась», — говорится в обращении.

Если называть вещи своими именами, то Костенко занимался вооружением и экипировкой головорезов, которые, вслед за Донбассом, намеревались залить кровью тех, кто «не скачет», и Крым.

Награда нашла героя

Каким образом Костенко в итоге оказался в Крыму, не совсем понятно — соратники настаивают на том, что его выкрали сотрудники ФСБ. Не исключено, впрочем, что Костенко мог оказаться на российской территории и с разведывательными целями.

Как бы то ни было, теперь Александр Костенко пребывает в российском СИЗО. Можно понять его разочарование — в то время, как друзья и соратники по пыткам заседают в Верховной Раде, Костенко может ближайшее время провести в заключении.