«Дело 2 мая». В одесской трагедии по-прежнему вопросов больше, чем ответов

События 2 мая 2014 года в Одессе стали, пожалуй, самой черной страницей истории государственного переворота на Украине. Тогда за стенами Дома Профсоюзов заживо сгорели и умерли от отравления продуктами горения 48 человек. Спустя почти полтора года после трагических событий дело так и не сдвинулось с мертвой точки, а виновные так и не были наказаны.

   
   

Вопросы без ответов

На сегодняшний день уголовное дело по событиям 2 мая в Одессе разбито на несколько эпизодов: о беспорядках и убийствах на Греческой площади, отдельно — дело о пожаре в Доме Профсоюзов, а также дело по факту халатности сотрудников милиции и пожарных, которые не смогли обеспечить безопасность, что привело к трагическим последствиям.

До сих пор остается много вопросов в этом деле. Во-первых, почему с самого начала беспорядков бездействовала милиция? Фактически сдерживать участников противостояния на Греческой улице пытались только представители Одесской самообороны, а стрельба провокаторов из огнестрельного оружия велась практически из-за спин стражей правопорядка. Ведь после того, как на Греческой улице были убиты два активиста «Правого сектора»*, остановить разъяренную толпу уже стало невозможно — в дело пошли булыжники с мостовой и «коктейли Молотова». Жертвы стали появляться уже с обеих сторон, включая сотрудников милиции.

Для многих становится очевидным, что на определенном этапе в дело вмешались провокаторы. Но кто они и где сейчас находятся? Почему до сих пор не предстали перед судом?

Многие свидетели и участники событий 2 мая говорят о том, что если бы милиция сработала грамотно и предотвратила встречу двух противоборствующих разгоряченных колонн, то и последующие события на Куликовом поле можно было предотвратить. Лидеры Антимайдана перед Домом Профсоюзов в это время начинают внутреннюю мобилизацию для защиты своего палаточного городка. Правоохранители на Греческой площади пытаются защитить участников Антимайдана в здании торгового центра «Афины», понимая, однако, что долго сдерживать нападающих они не смогут.

Когда участники Куликова поля поняли, что на них идет разъяренная толпа, а силы далеко не равны, было решено укрыться в здании Дома Профсоюзов. В обе стороны полетели «коктейли Молотова», а на все призывы людей вмешаться в ситуацию и остановить кровопролитие правоохранители отвечали, что у них «другой приказ». Уже раздались призывы «жечь москалей», а падение из окон горящего здания пытающихся спастись людей сопровождалось радостным «Слава Украине!».

Однако нельзя говорить о том, что все сторонники Евромайдана, находящиеся в эти часы на Куликовом поле, истово желали смерти своим политическим оппонентам. Множество свидетельств говорит о том, что они участвовали в спасении людей, пытающихся выбраться из окон при попустительстве и достаточно отстраненном поведении силовиков (в результате падения из окон погибли 11 человек). Но также многочисленные свидетельства подтверждают и то, что с площади по окнам горящего здания велась прицельная стрельба. Это подтверждается тем фактом, что причиной смерти шестерых погибших в здании Дома Профсоюзов являются огнестрельные ранения.

   
   

Еще один вопрос, который неоднократно возникал у журналистов и независимых экспертов, которые пытались разобраться в событиях 2 мая: является ли случайностью отсутствие в здании Дома Профсоюзов огнетушителей, а также неработающие пожарные краны и водопровод. Почему поблизости не было карет скорой помощи? Почему не было пожарных расчетов, а многочисленные звонки в пожарную службу игнорировались (об этом свидетельствует преданная огласке стенограмма записи звонков на экстренный номер вечером 2 мая).

Вопросов остается много, и найти ответы на них должно полноценное и объективное расследование.

Следствие продолжается

На прошлой неделе Малиновский суд Одессы в очередной раз перенес заседание по так называемому «делу 2 мая». Предполагаемая дата очередного заседания — 6 ноября 2015 года. Процесс был отложен из-за неявки обвиняемого Сергея Рудыка. Ранее судебные заседания уже неоднократно откладывались — то из-за неявок кого-либо, то из-за отсутствия переводчиков с украинского языка.

Следует отметить, что Сергей Рудык являлся членом «Одесской дружины», то есть выступал на стороне Антимайдана в ходе событий на Куликовом поле. Теперь, как и его соратник Сергей Долженков, он проходит обвиняемым по делу о беспорядках 2 мая. Обвиняемыми становились даже участники Евромайдана — жители Одессы за наличие, например, российского гражданства в далеком прошлом. Организатором событий 2 мая украинские власти считают зам-начальника ГУ МВД Дмитрия Фучеджи, который сейчас находится в бегах. Одним из основных фигурантов по уголовному делу проходит также его коллега Петр Луцюк.

Сразу после начала расследования премьер Украины Арсений Яценюк «нашел» виноватых: по его мнению, это сами пострадавшие активисты Антимайдана и сотрудники милиции, которые вовремя их не разогнали. Он же призвал следственные органы искать «российский след». «Правый сектор» тут же написал положительный отзыв на события в Одессе, а в обиход радикалов, называющих себя «патриотами Украины» (и их сторонников в России) плотно вошло в оборот выражение «вата хорошо горит». Обещание полноценного и объективного расследования событий 2 мая стало предвыборным лозунгом для «Оппозиционного блока» накануне местных выборов, а страны Запада всё чаще стали вспоминать про необходимость наказания виновных по «делу 2 мая» по мере отрезвления от эйфории киевской революции.

Во второй половине октября должен быть опубликован доклад по событиям 2 мая в Одессе специальной консультативной группы Совета Европы, созданной по инициативе генсека Турбьерна Ягланда. По данным украинских СМИ, доклад может стать малоприятным для Киева сюрпризом. Депутат немецкого Бундестага от Левой партии Германии и член ПАСЕ Андрей Хунки заявил журналистам, что новый доклад, скорее всего, будет содержать критику в адрес нынешнего украинского руководства. «Новый доклад скорее станет выражением той тенденции, которую я наблюдаю в последние месяцы в Германии и Западной Европе, где возникает всё больше критических вопросов к украинскому руководству. Те, кто возлагали особенно большие надежды на Майдан, на новое правительство, видят, что надежды не сбываются», — заявил политик.

А пока Одесса готовится 2 ноября «отметить» 1,5 года трагических событий. По сей день одесские активисты Куликова поля еженедельно собираются возле здания Дома Профсоюзов, приносят лампады и портреты погибших, передает одесский Информационный центр. Зачастую не обходится без провокаторов, а милиция по старой традиции остается в стороне.

Одни одесситы методично своими руками создают мемориал памяти перед сгоревшим зданием. Другие одесситы методично его сносят. Самодельные информационные таблички гласят: «Здесь 2 мая 2014 года украинскими националистами были сожжены десятки одесситов. Скорбим! Помним!». 


*Экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории России