Эксперт: «Украинская политическая элита играет в нехорошую игру»

Постпред Украины при ООН Юрий Сергеев заявил, что власти Украины хотят разместить на Донбассе полицейскую миссию ЕС, а не миротворческий контингент ООН. Об эффективности этой меры и готовности Евросоюза пойти на подобный шаг АиФ.ru рассказал директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.

   
   

Наталья Кожина: Денис Олегович, Киев намерен просить введения полицейской миссии ЕС, а не миротворцев ООН. Какие цели преследует Порошенко, продвигая эту инициативу?

Денис Денисов: Он пытается рассмотреть все возможные форматы, которые можно применить в зоне разграничения на Востоке страны. Полицейская миссия ЕС от миротворческого контингента ООН для политической элиты Украины отличается единственным моментом: в миротворческих операциях ООН принимает участие целый ряд стран-членов ОДКБ, в частности Российская Федерация. По мнению значительной части политической элиты Киева, среди миротворцев русских быть не должно, ровным счётом, как и белорусов и других участников ОДКБ. Это, пожалуй, основной посыл, почему и возникает сейчас инициатива с полицейской миссией ЕС.

Полицейская миссия — эффективный инструмент? Готов ли ЕС на подобный шаг?

Надо учесть один нюанс: полицейская миссия Евросоюза, мягко выражаясь, не такой отработанный механизм, как миротворцы ООН, и здесь, скорей всего, появится проблема для ЕС с формированием подобных миротворческих батальонов. И большой вопрос — как сама Европа отреагирует на подобную инициативу, ведь надо понимать, что не все страны Евросоюза разделают позицию официального Киева и заинтересованы в том, чтобы посылать своих людей на восток Украины.

Виталий Чуркин ранее заявлял, что идея Киева пригласить на юго-восток Украины миротворцев ООН ставит под сомнение минские договорённости. Может быть, Пётр Порошенко именно этого и добивается?

Для меня лично подобного рода угрозы несостоятельны. Я полагаю, что на сегодняшний день основная цель — прекращение огня с разных сторон и прекращение гибели мирного населения на подконтрольных ДНР и ЛНР территориях. Если миротворческая миссия — это эффективный шаг, то я, безусловно, всегда буду выступать за неё, будь то полицейская миссия ЕС или миротворческая миссия ООН. Другое дело, что мы всегда должны помнить примеры из истории тех же миротворцев ООН. В первую очередь я имею в виду события на Балканах, когда точно также в Хорватии, в Сербской Краине были разграничения между хорватами и сербами, потом в Боснии и Герцеговине были подобные моменты. Тогда миротворцы ООН сыграли, к сожалению, не позитивную, а скорее негативную роль. Были случаи, когда миротворческий контингент уходил со своих позиций, давая таким образом вооружённым силам Хорватии вести активные наступательные действия против, в том числе и мирного населения, состоящего преимущественно из сербов. Перекладывая опыт на нынешнюю Украину, хотелось бы, чтобы даже в случае привлечения миротворческого контингента, за ним велся четкий и жёсткий мониторинг в том числе и со стороны Российской Федерации.

   
   

А как вы оцениваете результативность минских договорённостей?

На сегодняшний день достаточно противоречиво можно оценивать достигнутые минские соглашения. Мы слышим постоянные заявления о соблюдении режима «тишины», отводе тяжёлой артиллерии. И в то же время жители, которые находятся в горячих точках, говорят, что обстрелы не прекращаются ни с одной, ни с другой стороны. Это очень болезненные моменты.

С отводом тяжёлого вооружения, если он реально будет происходить, возможно, получится достигнут хоть какой-то компромисс. А так, безусловно, те соглашения, которые были подписаны, — не оптимальные, очень тяжелые для одной и другой стороны, их реализация сложна, особенно в контексте того, что стороны их по-разному интерпретируют. Но через диалог и компромисс они могут быть реализованы. Другое дело — на сколько хватит политической воли, политической самостоятельности людям, которые подписывали данные соглашения, чтобы их реализовать.

Когда были первые минские переговоры, то ряд экспертов говорил, что перемирие используется Петром Порошенко для наращивания военной силы украинской армии, сейчас вы видите подобный подтекст?

Я вижу подтекст со стороны украинской власти. Всё-таки надо делать разделение в этом вопросе. Украинская политическая элита играет в нехорошую игру, где Порошенко выступает добрым полицейским, а Яценюк с Турчиновым — злыми полицейскими. Разве куда-то делась риторика со стороны премьер-министра и главы СНБО относительно того, что Украина должна вооружаться? Никуда она не делась. Что это значит? Это означает усиление украинской армии. Как оно будет реализовано, в мирных инициативах или наступательных — сейчас никто точно не скажет, но то, что этот процесс идёт, и Порошенко как бы дистанцируется от него своей риторикой, направленной на мир, — показывает, то что он представляет не совсем «партию войны», хотя на самом деле, будучи президентом, Порошенко несёт всю полноту ответственности за те действия, которые сейчас осуществляет Украина по наращиванию боевой мощи.