Кому добавят Пороха? Чего ждать Украине после президентских выборов

Пётр Порошенко. © / David Mdzinarishvili / Reuters

По данным украинского ЦИКа, Пётр Порошенко набрал в первом туре свыше 53% голосов и не оставил никаких шансов своему главному сопернику: экс-премьер Юлия Тимошенко получила всего около 13%. 

   
   

К своему звёздному часу 48-летний Порошенко шёл небыстро, но уверенно. В подрост­ковом возрасте он заслужил прозвище Порох - говорят, в неформальном общении Порошенко бывает крайне вспыльчив, но умеет и ждать. Первый капитал он заработал ещё в советской Украине, занимался консалтингом и торговлей какао-бобами, а сегодня в его бизнес-империи более 50 компаний, включая производство конфет и автомобилей, судостроительный завод и телеканал. По оценке Форбс, состояние Порошенко - 1,3 млрд долл. В политике, как и в бизнесе, он тоже тёртый калач. Сначала помогал создавать будущую партию власти В. Януковичу и был в фаворе у другого экс-президента - Л. Кучмы (тот предлагал Порошенко пост 1-го вице-премьера). Потом ухитрился стать своим для «оранжевых»: был секретарём Совета нацбезопасности и обороны у В. Ющенко и министром иностранных дел в кабинете Ю. Тимошенко. А потом... снова оказался в команде Януковича, став министром экономразвития и торговли в кабинете Н. Азарова. Просто он умеет со всеми договариваться, объясняют такую кадровую живучесть эксперты «АиФ». 

«В Порошенко видели серьёзный плюс - он вроде бы не был среди лидеров майдана, на нём нет крови преступлений, творившихся в Одессе и Мариуполе, - сказал «АиФ» Сергей Марков, директор Института политических исследований. - Второе: он чуть ли не единственный православный в украинской верхушке. Яценюк - сайентолог, Турчинов - член протестантской секты, а большинство украинцев - православные. И, как ни странно, его третий плюс в том, что он олигарх. Люди подумали: «Раз он чего-то добился в жизни, значит, наверняка человек разумный». И пусть он хоть всё украдёт - только бы спас Украину от гражданской войны».

«Битые» выборы

В то же время эксперт признаёт, что сами по себе эти выборы были диким фарсом на фоне событий на юго-востоке страны, «прошли с грубейшими нарушениями норм демократии». Вместо того чтобы провести сначала референдум о госустройстве страны, принять изменения в Конституцию о статусе русского языка и самостоятельности регионов, Киев стремился поскорее узаконить результаты госпереворота. Хотя было понятно, что целый ряд регионов на востоке голосовать не будет, что голосование будет проводиться в условиях военных действий. «О каких свободных выборах тут можно было говорить? - недоумевает С. Марков. - Возьмём Компартию Украины: как их лидер Пётр Симоненко мог принимать участие в кампании? Если несколько десятков квартир членов его партии были разграблены, их обитатели избиты, центральный офис КПУ разгромлен и полностью сожжён. Дом сына Петра Симоненко сожгли, на его машину было совершено нападение, самого депутата неонацисты попытались избить...»

«Евросоюз и США готовы были признать украинские выборы легитимными в любом формате, они уверены, что избрание президента приведёт к стабилизации ситуации. Но так ли это? - говорит Максим Григорьев, член Общественной палаты, директор Фонда исследования проблем демократии, автор книги «Евромайдан». - Сейчас правящую коалицию объединяют только ненависть к России и стремление к власти. После выборов в условиях жесточайшего экономического кризиса и неспособности к системному управлению их борьба друг с другом только усилится».

   
   

На развилке?

Примечательно, что участ­вовавшие в выборах ультранационалисты - О. Ляшко, Д. Ярош, О. Тягнибок - «на круг» набрали довольно много голосов, около 10%. «Третье место лидера «Радикальной партии» О. Ляшко значит больше, чем набранные им 8,5% голосов, - уверен Михаил Погребин­ский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии. - Оно говорит о том, что многие готовы голосовать даже за человека, который бегал с автоматом, издевался над людьми». Напомним: «батальон Ляшко» отличился и в Луган­ской, и в Донецкой областях. А в YouTube можно найти видео, как кандидат в президенты Ляшко лично очень жёстко допрашивает пленного ополченца.

Так каких украинцев услышит новоиспечённый президент? Тех, кто жаждет крови «террористов», или тех, кто, как свергнутый лидер Виктор Янукович, требует «остановить кровопролитную войну против собственного народа»? В России накануне выборов выражали надежду, что новая власть в Киеве окажется трезвее. Как сказал Владимир Путин, «мы будем уважать выбор украинского народа и будем работать с формируемыми органами власти на основе этих выборов». В понедельник, 26 мая, руководитель Донецкой народной республики Денис Пушилин заявил о готовности к переговорам с Порошенко - при условии посредничества РФ. Москва, надо полагать, к этому тоже готова. А Киев? В тот же понедельник, ещё даже не вступив в должность (!), Порошенко стал угрожать юго-востоку Украины продолжением карательной операции, только теперь она должна быть «более эффективной и кратко­срочной», а силовики должны получить «лучшее вооружение и амуницию». Он добавил, что в эффективности «обновлённой» силовой операции можно будет убедиться «уже в очень скором времени». Не соврал: в тот же день кровь пролилась в самом Донецке. Куда, кстати, Порошенко обещал совершить первую поездку в новом ранге, дабы «наладить диалог на востоке страны»...