В тылу врага. Закарпатье не хочет революции на Украине

© / David Mdzinarishvili / Reuters

Ужгород против «Свободы»

Среди областей Западной Украины, где Евромайдан пользуется поддержкой большинства населения и где местная власть фактически без боя перешла в руки оппозиционеров, есть островок, жители которого видят мир совершенно в другом цвете.

   
   

В столице Закарпатской области, городе Ужгороде, в течение последних нескольких дней был предпринят целый ряд попыток захвата местной администрации по примеру соседних областей Украины.

На Евромайдане в Киеве даже несколько раз сообщалось о «падении Ужгорода». Однако на деле оппозиционерам повторить львовский успех не удалось. Более того, против радикальных элементов выступили не только правоохранительные органы, но и местные гражданские активисты, категорически не разделяющие целей оппозиционеров.

В Ужгороде многие говорят о том, что основными организаторами Евромайдана в этом городе являются не местные жители, а активисты партии «Свобода» и других крайне правых организаций, которых в Закарпатье без стеснения называют «галицкими нацистами». В столице Закарпатья формируются отряды самообороны, которые намерены вышвырнуть незваных гостей вон.

Больше того, наиболее решительные жители Закарпатья, как сообщил интернет-портал «Новости Закарпатья», предлагают перекрыть Европе газоснабжение, если она будет и дальше поддерживать радикально настроенных экстремистов.

Подобные планы не являются пустой угрозой: именно через Закарпатье проходит построенный ещё в советские времена газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, обеспечивающий газом страны Центральной и Восточной Европы.

   
   

Отсутствие мощной поддержки у оппозиционеров в Закарпатье придаёт сил и местным властям.  Председатель Закарпатской областной госадминистрации Александр Ледида лично вышел к протестующим и, как сообщает портал Ua-reporter.com, поинтересовался: откуда среди участников «мирной» акции взялись одетые в маски радикалы из движения «Свобода»: «Сегодня определённые силы здесь, в Закарпатье, пытаются рассказывать нам, как жить и какому богу молиться, я жду местную оппозицию — объясните ваш сценарий развития событий».

Ничего внятного оппозиционеры ответить не смогли, заявив только, что намерены продолжать борьбу. Поскольку власти для разгона манифестантов силу применять не стали, стороны остались каждая на своих местах — радикалы и местные добровольцы друг против друга на центральной площади Ужгорода, а местные власти на рабочем месте.

Русинский фактор

Самая западная область Украины — Закарпатская — разительно отличается от своих ближайших соседей в силу своей истории и особого национального состава населения.

Населённая славянскими племенами область за свою историю успела побывать составной частью целого ряда государственных образований, начиная от Великой Моравии и заканчивая Чехословакией. Этот маленький край в непростых условиях сумел сохранить свою самобытность, а в силу интернационального состава населения — национальную терпимость и веротерпимость.

Закарпатье — район компактного проживания русинов, уникальной народности, ведущей свою историю от восточнославянских племён тиверцев, уличей и белых хорватов, населявших Восточные Карпаты ещё в VI нашей эры.

У этой народности чрезвычайно сложная история — русины признаны национальным меньшинством в Словакии, Польше, Венгрии, Чехии и Сербии, но только не на самой Украине, где все попытки добиться подобного статуса натыкаются на яростное сопротивление украинских националистов.

При этом нужно заметить, что попытки ассимиляции русинов идут не только на Украине, но и в тех странах, которые признали за народностью статус национального меньшинства.

Согласно официальной переписи населения Украины, русинов в Закарпатье насчитывается всего несколько десятков тысяч человек, однако сами активисты русинских объединений уверены, что на самом деле многих представителей их народности насильно записывают как украинцев, что искажает реальную картину.

Политическая сложность ситуации заключается в том, что украинские националисты всегда рассматривали русинов как «пророссийское меньшинство». Подобная оценка не лишена логики, что подтверждают и результаты различных выборов и референдумов.

Ещё на референдуме 1991 года, когда западные области Украины голосовали против спасения СССР, в Закарпатье сторонники сохранения Союза собрали более 60 процентов голосов.

С того самого момента и по сей день результаты голосования на выборах президента и парламента показывают весьма характерную картину — Закарпатье голосует примерно так, как голосует Восточная Украина.

Подкарпатская Русь и Галичина

Помимо «русинского фактора», в Закарпатье присутствует и «венгерский фактор» (в регионе проживает свыше 150 000 венгров), и «румынский фактор» (свыше 30 000 человек).

Такое этническое разнообразие Закарпатья не допускает разгула националистических настроений, характерных для расположенной рядом Галичины. Показательный фактор — в 1918 году, когда Закарпатье, носившее тогда название Подкарпатская Русь, впервые за столетия получившее возможность на референдуме решить вопрос о своём присоединении к другому государству, выбрало вхождение в состав Чехословакии, за которое проголосовали 68 процентов. За объединение с Галичиной высказался 1 процент населения.

Подкарпатская Русь оставалась составной частью Чехословакии до её оккупации Германией в 1938 году.  В самом конце этого периода власть в пользовавшемся автономией регионе захватили украинские националисты во главе с Августином Волошиным. Их правление отметилось жёсткими репрессиями в отношении политических противников, запрещением всех партий, кроме Украинского народного объединения (УНО) и политикой насильственной украинизации. Волошин рассчитывал, что после оккупации Чехословакии он получит возможность создания независимого государства, которое должно было стать сателлитом Третьего Рейха, однако у Гитлера были другие планы — он позволил оккупировать Подкарпатскую Русь Венгрии под предлогом защиты венгерского меньшинства.

Однако активность галицких нацистов в Закарпатье оставила о себе столь негативную память, что их и по сей день встречают враждебно. Что касается самого Августина Волошина, то он в течение всей Второй мировой войны активно сотрудничал с гитлеровцами, а в 1945 году был задержан органами советской контрразведки и закончил свои дни в Бутырской тюрьме.

Кардинальная разница между жителя Закарпатья и жителями других областей Западной Украины заметна и в отношении ко Второй мировой войне. Если Галичина чествует ветеранов местной дивизии СС, то жители Закарпатья (на тот момент граждане Чехословакии), бежавшие от венгерской оккупации 1939 года, составляли костяк сформированного в СССР Первого Чехословацкого армейского корпуса, отличившегося в сражениях с фашистами.

Закарпатье не встанет на колени

В состав СССР Подкарпатская Русь, она же Закарпатская Украина, вошла на основании договора между Советским Союзом и Чехословакией в июне 1945 года, после чего на её территории была создана Закарпатская область Украинской ССР.

При этом решение о вхождении в СССР принималось на основании волеизъявления населения края через принятие Первым Съездом народных комитетов Закарпатской Украины постановления «о воссоединении с Советской Украиной».

Тот факт, что решение это было действительно выражением воли народа, подтвердило и то, что спустя почти полвека, во время референдума по вопросу сохранения СССР в 1991 году, население Закарпатья высказалось за единое государство.

Чего точно не хочет Закарпатье, так это существования в государстве, где к власти придут неофашисты. Поскольку реальность такова, что эта угроза вполне осязаема, местные активисты обсуждают различные возможные ответные меры: от вхождения в состав Евросоюза в качестве отдельной территории до присоединения к Восточной Украине в случае раскола государства с созданием некоего «транспортного коридора» в обход западных областей.

Как бы фантастически ни звучали эти планы, жители Закарпатья настроены серьёзно. Люди, веками хранившие свою самобытность, не собираются её терять в угоду разбушевавшимся радикальным соседям.