Фантасмагория русской истории

Захар Прилепин. © / www.russianlook.com

Ряд моих коллег из года в год собирают и превращают свои записи в социальных сетях в отдельные книжки. И эти книги издаются, и даже продаются. Я ничего не имею против такого подхода, но сам лично никогда не собирался следовать по этому пути. Но, как говорится, никогда не говори никогда.

   
   

То, что происходило и происходит на Украине, в моём случае требовало какой-то немедленной реакции. Слишком много в моей жизни связано было с этой страной, с Киевом, который является одним из любимейших мной городов. Я бывал там не раз, не два, и даже не десять  гораздо больше. А ещё незадолго до событий на Майдане у меня в Киеве была очень лирическая, нежная история. Мы туда ездили вместе с женой… Это была поэзия в чистом виде…

Но уже тогда, несмотря на своё лирическо-романтическое настроение, у меня появилось даже не смутное, а совершенно чётко выраженное ощущение того, что Украину ждут кардинальные и далеко не радужные перемены. И эти ощущения были не только у меня. Они чувствовались и в разговорах с большинством моих украинских собеседников, причём независимо от того, какую позицию они занимали  пророссийскую или проевропейскую. И когда начались события на Майдане и всё, что за ними последовало, эти же мои киевские товарищи, некоторых из которых я перенёс в разряд бывших, вдруг стали демонстрировать некое лукавство. Лукавство это заключается в том, что они вдруг решили для себя, что в этой трагедии виновата российская пропаганда, ещё кто-то… Что всё случившееся  полная неожиданность для них. Да все они прекрасно знали, что Украина находится на пороге гражданской войны, что Украина  это, по сути, два государства! Они знали это не хуже, а лучше меня! Я неоднократно ездил на Донбасс, и скоро, кстати, опять поеду, я внимательно наблюдал за тем, как развивались события. И я не мог не писать всё то, что я об этом думаю, что вижу.

И тут я пришёл к совершенно неожиданному для себя жанру. Обычно все мои тексты, касающиеся нашей жизни, истории, пишутся много позже тех или иных ключевых для страны событий. Но тут получилось совершенно по-другому. Я вдруг понял, что публицистика  это не случайная традиция в русской литературе. Это попытка усмотреть и зафиксировать само движение истории, сдвиг каких-то тектонических плит. Сейчас исторические процессы обнажены настолько, что напоминают открытый перелом — когда можно разглядеть все косточки, вены, сухожилия. В какой-то момент украинско-российские события последнего года с лишним я стал воспринимать в контексте всей русской истории. Эти события созвучны, например, не только 90-м годам прошлого века или революции 1917 года, но и истории петровских времён, периода смутного времени, древнерусскими событиями, в конце концов… Возникло ощущение, что это не некая абсурдная фантасмагория, которая происходит здесь и сейчас, а какая-то очень знакомая «мелодия», которую надо только постараться вспомнить. Она уже была, уже звучала… Вот это я попытался нащупать, услышать и сформулировать. И делать это нужно было сиюминутно, поэтому примерно треть книги  это мои посты в «Фейсбуке» (при включении их в книгу я принципиально ничего в них не дописывал, а лишь удалял какие-то повторы). Но параллельно многое я писал для себя, не хотел публиковать, чтобы кого-то не раздражать лишний раз, ну и вообще  приберечь это на потом. В итоге получилась книга, напоминающая некое лоскутное одеяло, но при этом весьма цельная и гармоничная. Изначально у меня и концепции никакой не было  её породил сам ход событий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: